Роспотребнадзор разъяснил особенности формирования турпродукта
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека разослала руководителям своих территориальных подразделений разъяснения, которыми те должны руководствоваться при оценке работы турфирм в ходе проведения административных проверок. Разъяснения касаются формирования цены турпродукта, процедуры покупки туристами медицинских страховок в России, покупки экскурсий «с рук» в странах пребывания и других моментов.
Как рассказал RATA-news генеральный директор агентства «Персона Грата» Горгий Мохов, в отличие от многих предыдущих документов, нынешние разъяснения не ухудшают положение турбизнеса, но разрешают некоторые спорные моменты. В частности, акцентировано внимание на том, что медицинская страховка которая является добровольной услугой в составе турпродукта, не может расцениваться как навязанная платная услуга. Одна из статей Закона о защите прав потребителя запрещает навязывать потребителю дополнительные услуги в дополнение к основной. В разъяснении указывается, что медстраховка, хотя и является добровольно приобретаемой отдельной услугой (если она не является обязательной для страны поездки), не противоречит «Закону о защите…», поскольку служит для целей защиты путешествующих.
Положительно можно расценивать и разъяснение о том, что туроператор не несет ответственности за качество услуг, приобретаемых туристам не у самого туроператора в стране пребывания. Кроме того, в документе говорится о том, что ответственность за услуги, приобретаемые у принимающей компании, если они не оформлены надлежащим образом (например, гид продает экскурсию нелегально, без платежных документов или договора), несет лицо, которое получило за них деньги.
Еще один важный пункт разъяснений говорит о том, что общая цена туристского продукта является достаточной, и не требуется в договоре расшифровывать стоимость отдельных составляющих, в частности, перевозки. По словам г-на Мохова, речь идет о том, что потребитель не может требовать у агентства или туроператора выделять стоимость перевозки и, соответственно, при возникновении конфликта не может получить обратно стоимость именно перевозки. Даже если он напишет в Роспотребнадзор жалобу на то, что цена перевозки не указана в составе комплексного продукта, турфирму, согласно разъяснению, не могут оштрафовать.
Кроме того, обращено внимание на то, что согласно положениям Гражданского кодекса РФ в определенных случаях возможно применение национального права для защиты прав потребителей за рубежом. То есть, если право потребителя нарушено за границей, то в определенных случаях, оговоренных ГК, он может защищать свои права на основе национального законодательства о защите прав потребителей. В частности, речь идет о ситуациях, когда туристы попадают в автобусные аварии.
По словам Георгия Мохова, разъяснения Роспотребнадзора не изменят кардинально существующую практику. Но сам факт, что они заостряют внимание на некоторых спорных моментах административной практики, уже положителен. Если территориальные органы ведомства будут грамотно применять разъяснения, это поможет турфирмам избежать некоторых лишних штрафов.
Полный текст письма № 01/9963-0-32 от 06.07.2010 читайте
РОССИЯ
Олег Теребенин
Visit Murmansk, владелец
«Мурманск – это не только северное сияние»Татьяна Антипина
«Покровск-Тур», руководитель
«В Саратове должен появиться достойный маршрут на космическую тему»Инна Столбова
«Стиф», директор
«Пандемия обеспечила Великому Новгороду большое количество вип-туристов»Ансар Даминов
«Шелковый путь», директор
«Многим интересно понять, почему Марий Эл называют последними язычниками Европы»Петр Берников
«Русский север», генеральный директор
«Русский север» показывает Карелию и Соловки во всем многообразииОльга Миронова
«Королевство путешествий», директор
«На «Демидовском маршруте» туристы видят, как льется металл – зрелище фантастическое!»Наталья Врублевская
«БусАвтоТрак», генеральный директор
Как и почему появился частный музей «Донская рыба»Наталия Судакова
«Судаков Тревел», исполнительный директор
«Таганрог не зря называют старшим братом Петербурга»Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»