Туристы отказываются от вертолетных экскурсий после трагедии на Камчатке
Вчера на Камчатке в районе Курильского озера в Кроноцком заповеднике совершил жесткую посадку вертолет Ми-8, принадлежавший компании «Витязь-Аэро», с 13 туристами и тремя членами экипажа. Из 16 человек, находивших на борту, 8 выжили, еще 8 пока не найдены. Туристы приехали на Камчатку из Москвы и Санкт-Петербурга. Они направлялись из поселка Николаевка к Курильскому озеру и вулкану Ходутка.
Сотрудники заповедника сделали всё возможное для спасения выживших в крушении вертолёта. Для того чтобы оказаться на месте трагедии, им понадобилось не более 3 минут. В спасательной операции принимали участие четыре инспектора особо охраняемой природной территории.
По предварительным данным, полет проходил штатно, экипаж не сообщал о проблемах на борту. Среди версий – ошибка пилота в тумане и неисправность вертолета. Известно, что воздушному судну было почти 40 лет, его сертификат летной пригодности истекал летом следующего года. «Но вертолет совсем недавно, в 2020 году, прошел капитальный ремонт, – сказал коммерческий директор «Витязь-Аэро» Дмитрий Черных. – Командир экипажа Николай Сорокин с большим налетом, бывший военный летчик, в его компетенции пока не сомневаемся».
Согласно заявлению Минприроды, вертолетные туры на кордон «Озерный» приостановлены до 14 августа включительно. Решение об их возобновлении будет принято после выяснения всех обстоятельств происшествия. Полеты же в Кроноцкий заповедник и по другим туристическим направлениям продолжаются.
Ространснадзор проведет внеплановую проверку деятельности компании «Витязь-Аэро». Комиссия, в которую вошли представители руководящего состава территориальных управлений службы, уже создана. Приступила к работе и комиссия по расследованию данного авиационного происшествия, сформированная Межгосударственным авиационным комитетом.
«…на поверхности было восемь человек». По словам участкового инспектора Кроноцкого заповедника Евгения Денгеса, в 9.25 утра на озере был туман, видимость не превышала 100 метров. «Мы услышали шум вертолёта, но не видели его. Судя по звуку, он пролетел над озером и начал поворачивать в сторону кордона. Потом раздался громкий хлопок – вертолёт ударился о воду. Мы тут же спустили на воду два катера и за 3-4 минуты добрались до места крушения, которое определили по волне», – рассказал Евгений. Он добавил, что на поверхности воды было восемь человек, которых сразу подняли на борт и отвезли на кордон. У двоих были серьезные ранения. «Мы начали оказывать пострадавшим первую помощь, отогревать их. Несколько раз объехали озеро в поисках остальных людей, но никого не обнаружили», – вздохнул он.
Место падения вертолета определено, а также глубина – 137 метров. Расстояние от берега составляет около 700 метров. Спасатели патрулируют Курильское озеро на лодках, территорию дополнительно осматривают с помощью беспилотных летательных аппаратов. При этом водолазы обследуют береговую линию и прибрежную акваторию на глубине до 20 метров. «То, что у водолазов в наличии снаряжение до 20 метров – это норма, потому что глубже редко что-то происходит», – пояснил генеральный директор службы специальных работ «Алеут», водолаз-спасатель Николай Мурзин.
Поиски осложняет холодная вода – около 5 градусов. «Даже если остальные пассажиры выжили, долго находиться в такой воде невозможно», – отметил Николай Мурзин. Он добавил, что для полноценной качественной работы на такой глубине требуется дополнительное оборудование, предназначенное для выполнения специальных глубоководных работ. В Минприроды пообещали, что в ближайшее время оно будет доставлено.
На месте происшествия находится группировка в количестве более 60 человек и 10 единиц техники, среди них сотрудники поисково-спасательного отряда и специализированной пожарно-спасательной части Главного управления МЧС России по Камчатскому краю.
История одного спасения. Виктор Стволкин, один из выживших, рассказал, что ему удалось спастись благодаря тому, что он успел набрать в легкие воздуха и смог выплыть с девятиметровой глубины, а также благодаря своему хладнокровию и оперативности сотрудников Кроноцкого заповедника. Вот его рассказ: «Во время полета из-за плохой видимости в иллюминаторах вертолета я спал, поэтому произошедшее ощутил, только когда вода потоком ударила в лицо. Рядом со мной сидел сын моего друга. Он был пристегнут ремнями безопасности, и я не успел его выдернуть из-за того, что поздно очнулся. Успел только отстегнуть себя, после чего меня сразу подняло наверх в кабине вертолета. Там было небольшое пространство с воздухом, который я успел вдохнуть. После этого вертолет сразу заполнился водой. Сидел я на первом ряду. Дверь в кабину пилотов оказалась распахнутой, стекло разбито, и через это отверстие я стал подниматься наверх. По моим ощущениям, поскольку я занимаюсь фридайвингом, глубина, с которой я всплыл на поверхность, составляла порядка 8-9 метров. Вода была очень холодная, низкий туман. Вокруг уже барахтались люди, зовущие на помощь. Самостоятельно спастись дальше я не мог. Кроссовки тянули меня на дно. Мне едва удалось их снять. Плыть на животе я не мог, понимал, что в таких условиях долго не продержусь. К счастью, буквально через пять минут подоспели две лодки с людьми. Меня достали из воды первым. Второй, кого спасли, стала гид Анастасия. Затем достали второго пилота и механика. По словам других выживших, второй пилот вылетел из кабины вместе с креслом».
Виктор Стволкин подчеркнул, что спасатели сработали очень быстро, и это спасло жизни тем, кто находился в воде. На берегу пострадавших укутали в пледы, дали теплое питье.
Альтернативы вертолетным перевозкам пока нет. Губернатор Камчатского края Владимир Солодов сообщил, что краевое правительство собирается минимизировать вертолетные перевозки туристов, но пока альтернативы им нет. «Год назад мы начали проработку туристического кластера. И задачу перед собой ставим – уйти или, по крайней мере, минимизировать вертолетные перевозки сюда, поскольку они дорогие и, как мы видим из сегодняшнего дня, к сожалению, не безопасные. Но другого варианта попасть на такие места, как Курильское озеро и Долина гейзеров, к сожалению, нет». По словам г-на Солодова, правительство региона собирается развивать наземную инфраструктуру и малую авиацию, чтобы вертолетные экскурсии не были безальтернативными.
Пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина считает, что после крушения вертолёта с туристами на Камчатке вероятно падение спроса на подобные экскурсии, но вряд ли оно будет длительным: «Какое-то время после такой трагедии люди будут бояться летать вертолетами. Но, как показывает опыт, такое торможение спроса длится недолго, максимум недели две». Г-жа Тюрина напомнила, что, несмотря на авиакатастрофы, люди продолжают летать самолётами, исключая разве что самых мнительных.
Вчера местные туроператоры сообщали, что туристы начали массово отказываться от экскурсий в Долину гейзеров и по другим направлениям, куда надо добираться на вертолете.
Пассажиры погибшего Ми-8 были застрахованы в страховой компании «Согласие» по договору обязательного страхования перевозчиков перед пассажирами (ОСГОП). Согласно федеральному закону об ОСГОП выплаты по риску «смерть» установлены на уровне 2 млн 25 тыс. рублей, выплаты по ущербу здоровью – в пределах лимита 2 млн рублей, 23 тыс. рублей – лимит выплат за утрату багажа.
РОССИЯ
Олег Теребенин
Visit Murmansk, владелец
«Мурманск – это не только северное сияние»Татьяна Антипина
«Покровск-Тур», руководитель
«В Саратове должен появиться достойный маршрут на космическую тему»Инна Столбова
«Стиф», директор
«Пандемия обеспечила Великому Новгороду большое количество вип-туристов»Ансар Даминов
«Шелковый путь», директор
«Многим интересно понять, почему Марий Эл называют последними язычниками Европы»Петр Берников
«Русский север», генеральный директор
«Русский север» показывает Карелию и Соловки во всем многообразииОльга Миронова
«Королевство путешествий», директор
«На «Демидовском маршруте» туристы видят, как льется металл – зрелище фантастическое!»Наталья Врублевская
«БусАвтоТрак», генеральный директор
Как и почему появился частный музей «Донская рыба»Наталия Судакова
«Судаков Тревел», исполнительный директор
«Таганрог не зря называют старшим братом Петербурга»Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»