Круизы могут приносить Петербургу не менее $65 млн. в год
Заместитель председателя постоянной комиссии по морскому и речному туризму Морского совета при правительстве Санкт-Петербурга, вице-президент Ассоциации владельцев пассажирских судов Санкт-Петербурга Андрей Березкин прокомментировал возможные перспективы развития города как центра круизного туризма.
Морские круизы - один из наиболее динамично развивающихся видов туризма в мире: по оценкам экспертов, количество круизных пассажиров в 1995 году составило 6 млн., в 1997 году - 8,3 млн., в 2004 - 13,7 млн., а к 2010 году их количество может превысить 17 млн. человек. По словам г-на Березкина, популярность морских путешествий вызвана во многом тем, что для пребывания в городах захода круизного лайнера не требуется виза, в том числе и в Санкт-Петербурге - при условии участия в групповых экскурсионных программах и стоянки судна в порту не более 72 часов.
Санкт-Петербург по привлекательности занимает одно из первых мест среди других портовых городов Северной Европы и принимает наибольшее количество круизных судов и пассажиров. По прогнозам специалистов, в течение пяти лет в регионе Балтийского моря, в частности, в Петербурге, ожидаемый прирост круизных пассажиров составит 20%. По статистике, в 2003 году в Санкт-Петербург заходили 275 круизных лайнеров, в 2004 - 303 судна, в 2005 году - 364. На начало 2006 года уже поступило более 300 заявок океанских круизных лайнеров на заход в Санкт-Петербург. Предположительно, количество круизных туристов в 2006 году будет на 10-15% больше, чем в 2005 году, сообщает Ростуризм.
Круизный туризм приносит доход в бюджет города как от оборота фирм, обслуживающих иностранные суда и круизных туристов, так и от портовых сборов, включая оплату стоянки судна в порту, закупок топлива, продовольствия иностранными компаниями и т.п. Таким образом, ежегодно поступления от обслуживания круизных туристов в Санкт-Петербурге в среднем, по официальным данным, составляют около $250 млн. Другим важным преимуществом морского круизного туризма для города является тот факт, что в условиях дефицита гостиничных мест в период высокого туристского сезона круизным туристам гостиничное размещение не требуется, так как они живут на борту судов, отметил Андрей Березкин.
Развитию круизного туризма в Санкт-Петербурге мешают слабая портовая инфраструктура и недостаточное соответствие единым стандартам приема и обслуживания круизных судов и пассажиров, которые успешно разрабатываются и реализуются в других крупнейших портовых городах Балтийского моря, считает специалист. По мнению Андрея Березкина, успешному развитию морского круизного туризма в Санкт-Петербурге и привлечению в город дополнительного числа туристов могут послужить ряд перспективных инвестиционных и инновационных проектов.
Одним из крупнейших проектов, направленных на развитие морского круизного туризма в Санкт-Петербурге, является "Морской фасад", предусматривающий создание нового современного пассажирского терминала на северо-западе Васильевского острова, в районе гостиницы "Прибалтийская". Планируется, что функционирование нового пассажирского терминала с семью причалами для приема крупных лайнеров будет круглогодичным. В зимнее время он будет принимать грузопассажирские паромы. Таким образом, по прогнозам специалистов, пропускная способность терминала с выходом на полную мощность в 2011 году составит до 1,2 млн. пассажиров в год. В проекте будут учтены необходимые международные стандарты и требования приема и обслуживания круизных судов и пассажиров в Санкт-Петербурге, наличие общественно-деловых, коммерческих, торговых, жилых и других объектов недвижимости, в том числе бизнес-центр, гостиница и т.д.
По расчетам, пассажирский терминал сможет принимать в сезонный период около 12 тысяч туристов в день, что принесет в бюджет Санкт-Петербурга не менее $56 млн. ежегодно, в федеральный бюджет - порядка $69 млн.
Кроме того, с целью повышения качества приема круизных судов и обслуживания круизных туристов Санкт-Петербург с сентября 2004 года участвует в международном проекте "Балтийские круизы" (Baltic Cruise Project), деятельность которого направлена на разработку единых стандартов приема и обслуживания круизных судов и пассажиров в портовых городах Балтийского моря, а также эффективной программы совместного продвижения и маркетинга Балтийского региона в целом в условиях сложившейся жесткой конкуренции между круизными регионами мира. Проект выполняется в рамках программы INTERREG IIIB Европейского Союза, рассчитан на три года и завершится в августе 2007 года. В нем участвуют 16 портовых приморских городов Норвегии, Польши, Литвы, Латвии, Эстонии, Швеции, Финляндии, Германии, Дании и России, развивающие морской круизный въездной туризм.
РОССИЯ
Олег Теребенин
Visit Murmansk, владелец
«Мурманск – это не только северное сияние»Татьяна Антипина
«Покровск-Тур», руководитель
«В Саратове должен появиться достойный маршрут на космическую тему»Инна Столбова
«Стиф», директор
«Пандемия обеспечила Великому Новгороду большое количество вип-туристов»Ансар Даминов
«Шелковый путь», директор
«Многим интересно понять, почему Марий Эл называют последними язычниками Европы»Петр Берников
«Русский север», генеральный директор
«Русский север» показывает Карелию и Соловки во всем многообразииОльга Миронова
«Королевство путешествий», директор
«На «Демидовском маршруте» туристы видят, как льется металл – зрелище фантастическое!»Наталья Врублевская
«БусАвтоТрак», генеральный директор
Как и почему появился частный музей «Донская рыба»Наталия Судакова
«Судаков Тревел», исполнительный директор
«Таганрог не зря называют старшим братом Петербурга»Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»