Россияне могут экономить на путешествиях, но только не на поездках за здоровьем
Лечебно-оздоровительные туры не сдают своих позиций и в этом году, отмеченном общим спадом экономики и, как следствие, снижением активности туристического рынка. Возможность не только отдохнуть, но и поправить здоровье остается приоритетным желанием многих россиян. Поездка на курорт, как правило, планируется заранее, решение обусловлено необходимостью, а выбор зависит только от природных факторов места и его лечебной специализации.
Наши соотечественники предпочитают так называемые классические курорты, требования к которым практически не меняются годами. Это санаторно-курортное лечение по типу «все включено», в пакет обязательно должен входить осмотр врача и не менее трех-четырех ежедневных процедур. Клиенты обычно берут полный курс лечения в пакете, чтобы избежать доплат на месте.
Всесезонность лечебно-оздоровительных туров выгодно отличает их от пляжных и горнолыжных поездок, распределяя турпоток относительно равномерно по всему году. К тому же, спрос на них стабильнее, чем на экскурсионные программы: россияне готовы сэкономить на впечатлениях, но не на своем здоровье. Туристы стараются совмещать полезное с приятным: операторы сообщают о повышении интереса к комбинированным турам, в которых две-три недели отводится на санаторно-курортное лечение и несколько дней – на экскурсии.
До появления сообщений о санкциях со стороны западных стран и начала экономического спада наблюдался стабильный рост спроса в сфере лечебного туризма, россияне охотно присматривались к новым курортам и оздоровительным программам. Сейчас игроки, работающие на европейском рынке, отмечают небольшой спад или стагнацию. В спросе несколько потеряли изначально недешевые курорты Германии, Швейцарии, Австрии, Франции, зато вырос интерес к безвизовым направлениям, к примеру, здравницам Мертвого моря в Израиле. Стабильно востребованы Чехия (Карловы Вары и Марианске Лазне), Венгрия (Хевиз, Балатон, Хайдусобосло), Болгария (Сандански, Золотые пески, Солнечный день), предлагающие доступные лечебные программы с возможностью забронировать определенное количество процедур. К плюсам этих стран относятся лояльная визовая политика, экономичная перевозка, богатая экскурсионная программа и русскоязычный персонал на курортах.
В последнее время на российский рынок все больше ориентируется Словения, на рост популярности страны сыграла рекламная активность национального офиса по туризму и курортов Терме Крка, Рогашка Слатина, Терме Чатеж.
Стоимость лечебно-оздоровительных туров в целом по рынку осталась на прошлогоднем уровне. По отдельным объектам наблюдается рост цен в инфляционных пределах 5-7% и даже снижение на 10%. В то же время чешские здравницы в цене практически не падают даже при недостаточной загрузке, но могут бесплатно предоставить услуги: большее количество процедур в пакете, дополнительные экскурсии и т.д.
Операторы наблюдают увеличение запросов на программы экспресс-диагностики здоровья check up. За этой услугой, как правило, едут в Германию, Израиль. Например, в израильских клиниках стоимость программы check up для мужчины обойдется в $1275, для женщины – $1315. «Лечебный» турпоток из России в Израиль в этом году демонстрирует около 10% прироста.
После отмены визового режима с Южной Кореей, лечебные туры в эту страну стали пользоваться спросом. Не теряет популярности аюрведическое лечение в индийском штате Керала, тем более что на июль-август – традиционное время отпусков россиян – местные отели дают спецпредложения, а авиакомпании – привлекательные тарифы. Приграничные санатории Китая, расположенные в непосредственной близости к Благовещенску, также сохраняют стабильный спрос среди граждан России.
Увеличение объемов продаж российских курортов отмечают все опрошенные RATA-news операторы по внутреннему туризму. В этом году наши здравницы выигрывают в ценовой борьбе с европейскими конкурентами. Ведь на выбор туристов во многом влияет высокий курс валют, особенно если цены выставлены в евро. При средней продолжительности поездки в 14 дней и относительно высокой стоимости, характерной для оздоровительных пакетов, любое изменение курса приводит к заметному удорожанию тура в рублях. Большинство российских курортных объектов еще и закрепили свое преимущество, сохранив прошлогодние расценки. Сказываются и опасения россиян, что им могут отказать в выдаче виз, а также запрет на зарубежные выезды некоторым категориям граждан России.
Этим летом самыми популярными направлениями остаются Кавминводы, Краснодарский край, Белокуриха, Крым.
«Постолимпийский синдром» также существенно влияет на турпоток в Краснодарский край: россияне хотят своими глазами увидеть результаты грандиозной олимпийской стройки в Сочи. На спросе положительно отразилось снижение стоимости перелетов в Адлер, куда поставлено больше, чем годом ранее, региональных рейсов.
По оценкам операторов, несмотря на все негативные события последних месяцев в стране и мире, россияне не собираются отказываться от планов с пользой для здоровья провести свой отпуск. Курорты и страны могут меняться, но лечебный туризм всегда будет в тренде, говорят специалисты. Поэтому итоги сезона в лечебно-оздоровительном сегменте видятся игрокам весьма позитивными.
Приводим мнения участников обзора (в алфавитном порядке по фамилия):
Оксана Булах, «Алеан»: «Не менее 30% всех продаваемых нами туров – это поездки на популярные лечебные курорты. Сейчас динамика продаж положительная: на 10% выросли продажи туров в Кавминводы, более чем на 30% – в санатории Урала и Сибири. Также растет спрос на санатории Краснодарского края, например, Сочи показывает увеличение объемов оздоровительных туров на 27%.
Благодаря расширению ассортимента здравниц, мы ждем увеличения числа бронирований. Только на Урале и в Сибири мы предлагаем свыше 250 санаториев, продаем отдых и лечение на курортах стран СНГ, Грузии и в Прибалтике. К примеру, литовский курорт Друскининкай, санатории на берегах озера Иссык-Куль в Киргизии, программы с использованием негорючей нефти на азербайджанском курорте Нафталан».
Станислав Германенко, «Солвекс-Трэвэл»: «Спрос на лечебно-оздоровительные туры высокий. Из-за роста курсов валют люди чаще выбирают курорты Краснодарского края, Крыма, Кавминвод, средней полосы России. Бронирования Краснодарского края и Кавмивод выросло на 25% по сравнению с минувшим годом, глубина продаж доходит до 2-3 месяцев. В основном, объекты сохранили прошлогоднюю стоимость размещения или незначительно подросли в цене.
У нас поставлена полетная программа из Москвы в Сочи, Геленджик, Анапу и Минеральные Воды, из Санкт-Петербурга – в Сочи и Анапу. В пакете перевозка получилась весьма привлекательной по стоимости, также даем акции, спецпредложения. По сезону закладывали примерно 30% роста объемов, но уже сейчас увеличение составляет почти 70%, причем, как вообще по России, так и по оздоровительным турам».
Екатерина Григорьева, «Веди Тур Групп»: «Самым популярным курортом Чехии остаются Карловы Вары. Все чаще гостями курорта становятся не только «привилегированные» туристы в возрасте, но и молодые люди, приезжающие за спокойным отдыхом, здоровым питанием и оздоровительными процедурами.
Мы возобновляем полетную программу из Казани: долгожданный прямой перелет Казань – Прага вновь будет радовать поклонников Чехии.
Пополнился и перечень отелей в популярном ценовом сегменте с эмблемой «выгодно». В последние годы туристы предпочитают разнообразить лечебные туры экскурсионными программами, тем более, наш офис в Карловых Варах предлагает большой список экскурсий как в Чехии, так и за ее пределами».
Юлия Зельдич, Season'S, Luxury Hotels&SPA Representation: «Спрос немного сократился, что связано с общим падением выездного турпотока. Но у нас продукт, в основном, люксового уровня, а этот сегмент оказался затронутым менее всего. Как правило, оздоровительные поездки планируются заранее, от них редко отказываются, ведь это – необходимость. Некоторое падение продаж показывает аюрведическое лечение. Скорее всего, это связано с экономическим спадом, так как вид лечения довольно дорогой.
Сейчас очень хорошо идут итальянские термальные предложения (GB Thermae Hotels) и винотерапия в Sources de Caudalie под Бордо. Большой интерес вызывают программы похудения по диете Дюкана на велнес-курорте Out of the Blue Capsis Elite Resort на Крите».
Максим Климнюк, «ДВМ-Тур»: «Спрос на лечебно-оздоровительные туры в этом году снизился примерно на 10% по Чехии, на 25-30% – по другим направлениям. Повлиял высокий и нестабильный курс рубля по отношению к евро, этот же фактор оказывает негативное влияние на глубину продаж. Большое количество горящих туров на море также сказывается на востребованности лечебных туров.
Курорты Чехии потеряли в спросе незначительно благодаря доступной перевозке через Дрезден и приемлемой себестоимости, есть небольшой рост спроса на лечебные курорты Венгрии. Отмечу снижение запросов на самые дорогие отели – их в этом году бронируют на 20-25% меньше, чем в 2013 г.
В этом сезоне впервые предлагаем сочетание морского отдыха и лечебных программ на словенских курортах Порторож и Струньян».
Екатерина Куклина, «Роза ветров Мир»: «Туристы готовы рассматривать интересные альтернативы таким знакомым направлениям, как Чехия или Венгрия. У нас хорошо пошла новинка сезона – Словения, где отлично сочетается экологический отдых в заповедниках и лечебно-оздоровительные процедуры в лечебных центрах, использующих термальные воды и грязи. Летом в стране удобно комбинировать лечение с отдыхом на морском побережье.
С падением уровня специалистов в российских клиниках связан рост запросов на программы check up, когда за один-два дня можно провести комплексную проверку состояния здоровья. Такими предложениями славятся Германия, Австрия, Словения. В силу высокого качества и ценовой доступности особым спросом пользуются стоматологические услуги в Венгрии».
Елена Смородина, курорты «Нижние Серги» и «Самоцвет» (Екатеринбург): «Спрос на туры с лечением вырос по сравнению с прошлым годом, поскольку увеличилось наполнение медицинских программ, добавились новые процедуры. Внутренний туризм в лечебном сегменте набирает популярность, так как у людей появляется осознанность в отношении к своему здоровью. Как правило, отказов по таким турам крайне мало, клиенты планируют оздоровительные туры заранее и относятся к ним серьезнее, чем к туристическим поездкам
У нас хорошо востребованы курорт «Нижние Серги» из-за его знаменитой хлоридно-натриевой минеральной воды, используемой при лечении желудочно-кишечного тракта, а также курорт «Самоцвет» с его уникальной лечебной сапропелевой грязью озера Молтаево, который специализируется на лечении гинекологических заболеваний».
Елена Мягкова, «Дальневосточный Феникс» (Благовещенск): «Всего 700 метров отделяет Благовещенск от китайского города Хэйхэ. Поэтому большой популярностью пользуются оздоровительные туры в Китай, в частности, в город-курорт Удаляньчи. В этом году спрос на оздоровительные туры в санаторий «Рабочий» в Удаляньчи такой же, как и в предыдущие годы. Небольшое уменьшение – до 5% – связано с наводнением прошлого года на Дальнем Востоке.
Из новых маршрутов предлагаем отдых на море в провинции Шаньдунь в городах Яньтай и Вэйхай, с прямым перелетом из Благовещенска в Яньтай».
Екатерина Розвадовская, «Кандагар» (Киев): «По сравнению с прошлым годом наблюдаем перераспределение туристических потоков на постсоветском пространстве: существенно вырос объем на лечебные туры в Беларусь, Крым, Кавминводы и курорты Краснодарского края, заметен подросший интерес к грузинским санаториям Боржоми и Цхалтубо. Прибалтика сохраняет прошлогодние объемы. А спрос на украинские курорты среди россиян практически равен нулю.
Здравницы стараются удерживать прошлогодние цены, делая ставки на объемы и продолжительность оздоровительных туров. В последнее время снижаются цены на крымские объекты, в которых чувствуется недозагрузка. Дорога в Крым – все еще нерешенная проблема».
Лариса Сафран, «Илмед» (Тель-Авив): «В 2006 году, когда создавали компанию, мы выбрали стратегию «личной вовлеченности и сервиса» для наших клиентов и следуем ей до сих пор. Главное – составить программу лечения и, в первую очередь, выбрать нужного врача-специалистап. Клиент согласовывает выбор лечащего врача, затем мы выбираем наиболее подходящую клиническую базу (госпиталь), исходя из срочности, материальных возможностей и сервисных предпочтений пациента.
Благодаря этой стратегии достигается наибольшая прозрачность в отношении с клиентом, возникает доверие, что максимально благоприятно влияют и на результат лечения. Именно поэтому наш бизнес ежегодно растет на 15-20%».
Надежда Сердюкова, «Ривьера-Сочи»: «Популярные здравницы Сочи, Анапы, Геленджика продаются очень активно. Сочинская программа «Открытый юг», предлагающая с октября по июнь путевки с лечением по ценам от 1100 руб. в сутки, очень востребована, рост продаж составил порядка 20%. В целом реализация летних путевок выросла по сравнению с прошлым годом на 20-30%, а в квоты мест во многих санаториях Сочи уже закрыты. Большинство объектов оставили прошлогодние цены, по некоторым – рост цен не превысил 5-10%.
Новинка сезона – сочинские санатории и пансионаты, открывшиеся после реконструкции: «Зеленая роща», «Сочи», «Русич», «Дагомыс», это современные объекты с отличной лечебно-диагностической базой и спа. Также неплохо бронируют новые отели курорта Имеретинский и Красной Поляны».
Марина Тихомирова, All Poland (Польша): «В этом летнем сезоне интерес российских клиентов к лечебным курортам Польши уже становится очевидным. Количество запросов увеличилось в связи с расширением спектра предложений лечебных туров, в том числе с появлением в нашем ассортименте курортов Свиноустье, Колобжег, Шверадув-Здруй и других, а также турпакетов с различными вариантами вылета из Москвы, Санкт-Петербурга и регионов России (с перелетом до Берлина и Праги).
Дополнительный фактор, влияющий на выбор курорта, это возможность совмещения летнего отдыха на море с лечебными программами. В этом плане выигрывают Колобжег и Свиноустье, спрос на них стабильно растет. Именно за счет появления новых курортов по итогам сезона ожидаем прироста 10-15%».
Наталья Панферова, RATA-news
РОССИЯ
Олег Теребенин
Visit Murmansk, владелец
«Мурманск – это не только северное сияние»Татьяна Антипина
«Покровск-Тур», руководитель
«В Саратове должен появиться достойный маршрут на космическую тему»Инна Столбова
«Стиф», директор
«Пандемия обеспечила Великому Новгороду большое количество вип-туристов»Ансар Даминов
«Шелковый путь», директор
«Многим интересно понять, почему Марий Эл называют последними язычниками Европы»Петр Берников
«Русский север», генеральный директор
«Русский север» показывает Карелию и Соловки во всем многообразииОльга Миронова
«Королевство путешествий», директор
«На «Демидовском маршруте» туристы видят, как льется металл – зрелище фантастическое!»Наталья Врублевская
«БусАвтоТрак», генеральный директор
Как и почему появился частный музей «Донская рыба»Наталия Судакова
«Судаков Тревел», исполнительный директор
«Таганрог не зря называют старшим братом Петербурга»Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»