Спасти село поможет...туризм
Заработать деньги в сельской местности – задача не из легких. Низкий уровень жизни, отсутствие рабочих мест и другие факторы способствуют тому, что большая часть трудоспособного населения отправляется на заработки в другие регионы. А между тем, практически у каждого жителя провинциального города и деревни есть надежный способ обеспечить себе достойное существование. И имя ему – туризм. Своими соображениями на этот счет делится директор Тверского союза туриндустрии и президент компании «Комильфо» Валерий Иванов. (фото)
- Для населения территории «Золотого пути России» между Москвой и Санкт-Петербургом туризм мог бы стать настоящим спасением и для бюджета муниципальных образований, и для каждого жителя в отдельности. У нас, конечно, нет нефтяных скважин и золотых приисков, но есть другое богатство, которое ценится не меньше – чистый воздух и экология. Экологической идеей сейчас увлечен весь мир. Повышенный спрос на услуги, связанные с чистотой экологии, влияет на развитие разных сфер жизни, в том числе и туристическую. Экотуризм становится все более популярным. По статистике, его доля в доходах от международного туризма достигает 10-15%.
Не только иностранцы, но и жители российских мегаполисов, устав от суеты, все больше стремятся на дикую природу, желая окунуться в атмосферу сельского образа жизни. Предоставить им такую возможность и заработать на этом может каждый, главное – проявить фантазию.
Практически любое производство, даже тривиальная картофельная грядка, может стать туристическим объектом. Если, конечно, подойти к вопросу творчески, например, посадить на ней какие-нибудь редкие сорта картофеля, поставить рядом стенд с видами картошки, рассказать о тех животных и насекомых, которые ее населяют, организовать мини-музей того же червяка. Это для сельских жителей подобные экспонаты не представляют никакого интереса, а иные иностранцы и горожане в глаза не видели, как растет картошка. В одной из стран существует такой музей червяка. По узкому 50-метровому коридору туристы передвигаются ползком, обозревая при этом «внутренности» червяка.
Интерес у туристов вызывают самые обычные вещи. К примеру, у нас на Селигере отдыхающие одной из турбаз считают своим долгом посетить отдаленную деревеньку, чтобы увидеть… обычного кота с короткими кривыми ножками, правда, откормленного до 15 кг. Для пожилой хозяйки он – настоящий кормилец, т.к. благодаря таким экскурсиям она имеет значительную прибавку к пенсии.
Источником дохода может стать и простая дача, если превратить ее в маленькую гостиницу. Стоимость проживания в таком домике от 200 до 400 руб. в день с человека (в зависимости от удобств). А если дача расположена в небольшом кооперативе, то стоит объединиться с соседями и организовать сказочный город гномов или средневековый поселок. Это не потребует больших затрат, лишь переделать интерьер, перекрасить забор, в общем, создать соответствующий колорит и, в таком месте придется по душе не только детям.
Еще больший простор для фантазии предоставляет обособленное хозяйство, имеющее конкурентные преимущества по сравнению с дачным кооперативом. Проснуться с утра в бревенчатом доме, увидеть как в печке на сковородке шкворчит сало с картошкой, сорвать с грядки свежий лучок – мечта любого иностранца. За аренду деревенского дома они готовы платить от 300 рублей в сутки с человека, причем хозяевам вовсе необязательно покидать свое жилище. Живя привычной жизнью, работая в огороде, ухаживая за скотом, они будят у гостей желание помочь им.
Примеры такого бизнеса есть и в нашей, и в других областях. К фермеру Юрию Хомякову год назад на Масленицу турфирма привозила всего 60 человек, а в этом году их побывало более 400. За два дня местные жители продали гостям практически все свои поделки, а молока и творога вообще не хватило. Кстати, экологически чистую продукцию фермерских хозяйств с удовольствием берут базы отдыха и санатории и платят, между прочим, по расценкам, превышающим рыночные на 20-30%.
Я считаю, что развлекательный туризм сейчас более востребован, чем культурно-познавательный. Туристам уже недостаточно только наблюдать, им хочется участвовать в процессе. Одна из деревень Кашинского района предоставляет им такую возможность. Она давно чуть ли не полностью стала туристическим объектом. Здесь проходят различные народные гуляния, фольклорные праздники. Число туристов растет в геометрической прогрессии. А в деревне Домотканово жители вообще поставили прием туристов на поток. Одни пекут пироги, другие поставляют молоко, третьи поют. Каждую неделю сюда прибывает по 3-4 автобуса с туристами, а в праздники по 20-30 автобусов. Деревня уже не справляется с этим количеством и вынуждена приглашать помощников из соседних деревень.
В том же Домотканово туристы смогли изменить менталитет населения, которое стало более предприимчивым. Например, в феврале этого года кто-то из гостей предложил создать музей пчелы. Через два месяца музей в виде двух ульев был построен и сейчас вовсю принимает туристов, продается мед, устраиваются дегустации.
В деревне Тованово Калининского района Тверской области фермеру Светлане Максимовой мы сами предложили сделать туристический объект – «Индюшиную ферму». Подготовили экскурсию, сколотили загон, основали музей индюка – и туристический объект зажил. Оригинально решила Светлана проблему с помещением для приема пищи – туристы питаются в вигвамах, которые собираются за два часа до приезда группы. Фермер, увидев эффект от туризма, решилась взять кредит в 3 млн. руб. на расширение своего производства.
В поселке Медное создана агротуристическая ферма, где хозяева не только производят итальянские сыры, но и построили гостевые дома. Всего три года назад они начали позиционировать свою ферму как туристический объект. Сегодня все дни у них расписаны и заняты туристами. Количество обслуживающего персонала выросло в три раза. Объемы продаж продукции туристам превышают объемы поставок на рынок.
В Ярославской области есть целые деревни, где желающие могут получить мастер-класс по различным народным промыслам. В Псковской области большой популярностью пользуется деревня, где есть огромная баня, вместимостью 30 человек. Иностранные туристические группы заезжают сюда по дороге из Питера в Москву. Хозяйка лично парит гостей березовым веником, а потом угощает деревенским молоком и творогом. По своей популярности этот туробъект конкурирует с национальными музеями. Жители Углича активно создают различные частные музеи (кукол, водки, чайников и т.д.). В городе их более 30.
Наверняка, подобные возможности есть в каждом селе и небольшом городке. Главное – научиться позиционировать свое дело как туристический объект и активно включиться в бизнес по привлечению заказчиков. А доход будет зависеть от усилий и фантазии, ведь туризм – это продажа эмоций.
Развитие туризма между Москвой и Санкт-Петербургом чрезвычайно перспективно. Наличие большого числа покинутых и разрушенных деревень говорит о большой инвестиционной привлекательности региона, ведь эти земли так и остались поселковыми и в них значительно проще разместить этнографические деревни – гостиничные комплексы.
Для оказания услуг туристам необходимы профессионально подготовленные аниматоры, режиссеры, актеры, необходимо возрождать ремесла и народные традиции, налаживать производство сувениров и дорогой экологически чистой продукции. Чтобы закрепить профессиональные кадры, нужна программа по обеспечению специалистов жильем. И здесь пригодятся те самые пустующие земли.
Объединение туристической отрасли с сельским хозяйством без сомнения позволит превратить территорию между Москвой и Санкт-Петербургом в единый туристический объект, представляющий на международном рынке аграрную и самобытную Россию, сохранить русскую культуру и генофонд.
РОССИЯ
Олег Теребенин
Visit Murmansk, владелец
«Мурманск – это не только северное сияние»Татьяна Антипина
«Покровск-Тур», руководитель
«В Саратове должен появиться достойный маршрут на космическую тему»Инна Столбова
«Стиф», директор
«Пандемия обеспечила Великому Новгороду большое количество вип-туристов»Ансар Даминов
«Шелковый путь», директор
«Многим интересно понять, почему Марий Эл называют последними язычниками Европы»Петр Берников
«Русский север», генеральный директор
«Русский север» показывает Карелию и Соловки во всем многообразииОльга Миронова
«Королевство путешествий», директор
«На «Демидовском маршруте» туристы видят, как льется металл – зрелище фантастическое!»Наталья Врублевская
«БусАвтоТрак», генеральный директор
Как и почему появился частный музей «Донская рыба»Наталия Судакова
«Судаков Тревел», исполнительный директор
«Таганрог не зря называют старшим братом Петербурга»Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»