Итоги круизного лета
По данным Морской администрации порта Санкт-Петербург, в 2003 году город посетили 200 тыс. круизных пассажиров, что на 40% больше, чем в прошлом сезоне. Правда, по оценкам специалистов, рассматривать это как устойчивую тенденцию не стоит – столь существенный рост пассажиропотока был достигнут исключительно за счет интереса иностранных туристов к юбилейным торжествам. В целом же рынок морских пассажирских перевозок через Санкт-Петербург развит еще очень слабо: в городе до сих пор не решены вопросы с пассажирским обслуживанием в порту, развитием портового инфраструктурного комплекса, ледокольными сборами, визовым режимом. Однако руководство порта настроено весьма оптимистично и намерено закрепить нынешний успех. Как сообщили RBC daily, основные надежды возлагаются на строительство в порту нового пассажирского терминала. Его мощность превысит существующие в несколько раз, а первая очередь должна быть введена уже в 2005 году.
По информации Морской администрации порта (МАП), в этом году интерес к Санкт-Петербургу проявили ряд судоходных и круизных компаний, ранее не работавших с портом. Наиболее значимым событием морской навигации можно считать открытие с августа этого года нового регулярного маршрута, соединившего Хельсинки, Таллинн и Санкт-Петербург, который обслуживает круизное судно Silja Opera финской компании Silja Line. Компания планирует осуществлять регулярные рейсы до конца декабря этого года - начала января следующего года и возобновить сообщение в апреле 2004 года. Помимо Silja Line в этом году впервые произвели заходы своих судов в порт Санкт-Петербург судоходные компании General Shipping, Oceania Cruises, Agua Marine Maritime и Lindblan Expedition. В этом году Санкт-Петербург впервые был включен в планы работы фрахтовой круизной компании Holiday Kreurzhaften.
Работа с новыми иностранными компаниями привела к существенному росту пассажиропотока в санкт-петербургском порту. В 2003 году город посетили около 200 тыс. круизных пассажиров, прибывших морским путем, что на 40% больше, чем в предыдущем сезоне. «При этом заметно увеличилось число круизных лайнеров, ошвартовавшихся на берегах Невы, - сказал начальник отдела внешних связей МАП Санкт-Петербург Андрей Маркелов. - В этом году Санкт-Петербург посетили 250 судов, что превышает показатель прошлого года на 20%». По мнению сотрудника ИАЦ «МорСвязьКонсалтинг» Николая Кутузова, пассажирское судоходство в Санкт-Петербурге имеет значительный потенциал для увеличения, но сейчас еще развито слабо». Действительно, круизные суда в основном швартовались к пассажирским причалам на набережной Лейтенанта Шмидта, Морском вокзале и Английской набережной. А эти причалы, по словам специалистов, могут принимать лишь небольшие суда. «Причалы порта Санкт-Петербург, предназначенные для швартовки пассажирских судов, способны принимать не более 9 судов одновременно, - говорит Андрей Маркелов. – А этим летом через 4 работающих причала проходило в день по 4-5 судов».
Кроме того, по словам специалистов, в Санкт-Петербурге практически отсутствует необходимая для обслуживания пассажиров инфраструктура. И до сих пор окончательно не решен вопрос с визовой политикой. Так, та же компания Silja Line намеревалась открыть данную круизную линию еще в августе прошлого года. Однако Посольство РФ в Финляндии заявило, что пассажирам финских теплоходов для схода на берег необходимо иметь российские визы, поскольку в соответствии с российским законодательством маршруты Silja Line не подпадают под круизные и безвизовые. В связи с этим в прошлом году Silja Line отменила все запланированные рейсы в Петербург. «Интерес к Санкт-Петербургу у иностранных компаний есть, однако из-за того, что не решены организационные моменты, обсуждение вопроса об их работе в питерском порту может затянуться», - отмечает Николай Кутузов.
В самой МАП Санкт-Петербурга не отрицают, что увеличение пассажиропотока в этом году вызвано в первую очередь 300-летием города, однако надеются на закрепление этого роста в дальнейшем. «Мы планируем, что в следующем году количество круизных пассажиров останется на уровне 2003 года или даже увеличится, - сказал Андрей Маркелов. - В настоящее время МАП Санкт-Петербурга принимает заявки на посещение порта от судоходных и круизных компаний». При этом большие надежды администрация порта возлагает на строительство нового пассажирского терминала на острове Кононевский. Сейчас существует несколько проектов, но реализован, скорее всего, будет проект компании «Артур Тревел» - туроператора, занимающегося приемом круизных лайнеров в Санкт-Петербурге. «Проектная мощность нового портового терминала составляет 1 млн. 200 тыс. пассажиров в год, причем первая очередь на 250-300 тыс. пассажиров должна быть введена уже в 2005 году», - сказал главный инженер ОАО «Ленморниипроект» Вениамин Лукьянов. Не случайно выбрано и место для строительства. «Естественная акватория позволяет построить терминал достаточно быстро и дешево: на первом этапе инвестиции в проект составят не более $16-18 млн. При этом на полное развитие терминала потребуется около $60 млн.», - добавил Вениамин Лукьянов.
РОССИЯ
Олег Теребенин
Visit Murmansk, владелец
«Мурманск – это не только северное сияние»Татьяна Антипина
«Покровск-Тур», руководитель
«В Саратове должен появиться достойный маршрут на космическую тему»Инна Столбова
«Стиф», директор
«Пандемия обеспечила Великому Новгороду большое количество вип-туристов»Ансар Даминов
«Шелковый путь», директор
«Многим интересно понять, почему Марий Эл называют последними язычниками Европы»Петр Берников
«Русский север», генеральный директор
«Русский север» показывает Карелию и Соловки во всем многообразииОльга Миронова
«Королевство путешествий», директор
«На «Демидовском маршруте» туристы видят, как льется металл – зрелище фантастическое!»Наталья Врублевская
«БусАвтоТрак», генеральный директор
Как и почему появился частный музей «Донская рыба»Наталия Судакова
«Судаков Тревел», исполнительный директор
«Таганрог не зря называют старшим братом Петербурга»Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»