Минтранс решил разобраться с новогодними чартерами
После того, как Общественная палата РФ обратила внимание на ситуацию с задержками чартерных рейсов в минувшие зимние каникулы, этим вопросом решил заняться и соответствующий орган исполнительной власти. Министр транспорта РФ Игорь Левитин поручил Росавиации и Ространснадзору провести проверку выполнения авиакомпаниями их чартерных программ в период новогодних праздников. В случае выявления серьезных нарушений к авиакомпаниям могут быть применены административные санкции, вплоть до отзыва лицензии на выполнение полетов по определенным маршрутам и лишения сертификата эксплуатанта.
Надо сказать, что попытки навести порядок в этом секторе авиаперевозок предпринимаются давно и, по большому счету, безуспешно. В частности, в 2003 году Минтранс РФ выпустил приказ № 11, которым были утверждены правила сертификации эксплуатантов в области гражданской авиации. И в этом приказе было обозначено обязательное наличие резервного борта при выполнении чартерных рейсов.
Потом, в сентябре 2005 г. глава Федерального агентства воздушного транспорта Александр Юрчик подписал распоряжение «О мерах по устранению недостатков при выполнении международных нерегулярных (чартерных) полетов». В документе говорилось, что итоги выполнения российскими авиакомпаниями летних чартерных полетов свидетельствуют о многочисленных задержках по вине перевозчиков. В отдельных авиапредприятиях при заключении договоров на чартерные полеты не учитывалось в полной мере фактическое положение с парком воздушных судов, в том числе наличие резервных самолетов на случай технической неисправности поставленного на рейс борта. Учитывая все это, ФАВТ (Росавиация) утвердила «Рекомендации о порядке проверки и предоставлении информации для анализа графиков оборота воздушных судов при выполнении авиапредприятиями международных нерегулярных (чартерных) полетов по перевозке пассажиров».
Также был принят документ «О порядке проверки предоставления информации для анализа графика оборота воздушных судов при выполнении международных нерегулярных (чартерных) полетов при перевозке пассажиров». В нем упоминалось, что «величину резерва воздушных судов ...ФАВТ рекомендует в размере 10%». Только было непонятно - 10% от чего? Допустим, если у авиакомпании 10 воздушных судов, то, следовательно, одно из них всегда должно быть в резерве. А если у перевозчика 4-5 самолетов, он тоже должен один держать на приколе? Доходило до того, что авиакомпании обсуждали возможность организации так называемого переходящего резерва, когда самолет ожидал бы в аэропорту 3-4 часа, автоматически резервируя другие рейсы. А некоторые перевозчики осенью 2005 года даже приостанавливали продажи одного борта на зимние программы на тот случай, если авиационные власти без резерва не будут давать разрешения на выполнение чартерных рейсов.
Сегодня понятно, что у многих авиакомпаний резервные борта если и существуют, то только в момент получения разрешения на очередной рейс и только на бумаге. И как заставить их всегда держать в запасе самолет, если и без того воздушных судов не хватает? А если борт все-таки есть, то как сделать, чтобы он мог «подскочить» в нужный аэропорт, не тратя сутки на согласования?
И еще очень важный вопрос – как заставить перевозчиков относиться к пассажиру, как к клиенту, который всегда прав. Ведь на сегодня все авиапассажиры фактически бесправны, а авиакомпании безнаказаны. Чего стоит статья 120 Воздушного кодекса РФ, в которой определяется ответственность перевозчика за просрочку доставки пассажира. Во-первых, указанные в ней суммы возможной компенсации за задержку рейса просто смешные: 25% минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем 50% провозной платы. Впрочем, даже такие цифры в сумме не показались бы маленькими, если бы пассажиры могли стребовать эти деньги с перевозчика. Но есть в Воздушном кодексе уточнение, которое воспринимается как издевательство. Если авиакомпания докажет, что просрочка имела место вследствие устранения неисправности воздушного судна, то компенсацию можно и не выплачивать. То есть, проблемы у перевозчика – а виноват в любом случае пассажир.
Сравните с аналогичными правилами, разработанными Еврокомиссией и вступившими в силу в 2005 году. В соответствии с принятым документом, авиакомпании должны выплачивать денежную компенсацию при отмене или задержке рейса по вине компании. При полетах на расстояние менее 1,5 тыс. км сумма компенсации составит €250, для рейсов внутри ЕС или на расстояние от 1,5 тыс. до 3,5 тыс. км - €400, для всех других рейсов - €600. Помимо денежных выплат, пассажиры, не попавшие на рейс, будут сохранять за собой право выбрать между возмещением стоимости билета и заменой рейса. Им также должны быть предоставлены напитки, еда и размещение в гостинице. Кроме того, при отмене или задержке рейса пассажирам должны быть предложены: еда и напитки; размещение в гостинице, если в случае отмены/задержки рейса пассажир должен остаться на ночь; возмещение стоимости билета, если пассажиру пришлось задержаться более чем на пять часов. (Ирина Тюрина, RATA-news)
РОССИЯ
Олег Теребенин
Visit Murmansk, владелец
«Мурманск – это не только северное сияние»Татьяна Антипина
«Покровск-Тур», руководитель
«В Саратове должен появиться достойный маршрут на космическую тему»Инна Столбова
«Стиф», директор
«Пандемия обеспечила Великому Новгороду большое количество вип-туристов»Ансар Даминов
«Шелковый путь», директор
«Многим интересно понять, почему Марий Эл называют последними язычниками Европы»Петр Берников
«Русский север», генеральный директор
«Русский север» показывает Карелию и Соловки во всем многообразииОльга Миронова
«Королевство путешествий», директор
«На «Демидовском маршруте» туристы видят, как льется металл – зрелище фантастическое!»Наталья Врублевская
«БусАвтоТрак», генеральный директор
Как и почему появился частный музей «Донская рыба»Наталия Судакова
«Судаков Тревел», исполнительный директор
«Таганрог не зря называют старшим братом Петербурга»Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»