Туристам в Псковской области не хватает инфраструктуры
Псковская область – один из шести регионов, который вошел в федеральную целевую программу «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2016 годы)». В России практически отсутствуют проекты комплексного развития «туристских городов», а Псковская область такой проект осуществляется. Главная задача региона – конвертировать культурно-историческое наследие в развитие туристической отрасли.
Основной акцент при этом делается на восстановление памятников культуры этой древнейшей земли и строительство новых объектов туризма. Однако, как показало прошедшее недавно в Пскове заседание рабочей группы по обсуждению концепции «Сохранение и раскрытие потенциала историко-культурного наследия Пскова в целях социально-экономического развития и повышения туристической привлекательности города» пока в области уровень развития туризма, прежде всего, культурно-познавательного, ниже ее возможностей. По словам председателя Государственного комитета по туризму, инвестициям и пространственному развитию Псковской области Натальи Труновой, всего 20-25% туристов осматривают в Пскове памятники истории и архитектуры. «Покровскую башню посещает менее 30% туристов, фресками Мирожского монастыря, как заметила г-жа Трунова, интересуются еще меньше – всего 10% приезжающих.
Председатель госкомитета считает, что туризм в регионе остается «хобби для отдельных людей, а не серьезной профессиональной деятельностью». В Псковской области по-прежнему ничтожно мало, по сравнению с советским временем, туристов, когда город принимал около 1 млн. гостей. Псков сейчас не в состоянии принять ни одного крупного выставочного мероприятия или просто представительского форума. «Туристам необходима инфраструктура, а не только сами памятники, поэтому ключевым направлением должна стать модернизация городской среды. В Пскове нет ни одного кинотеатра "Мультиплекс", не создана безопасная среда с "пешеходной зоной, где на каждый километр приходится масса кафе, из которых слышна современная музыка и в которые хочется зайти", – сказала она.
Представители туриндустрии Псковской области также считают создание инфраструктуры отдыха первоочередной задачей для увеличения потока в область. Но есть примеры неправильного использования и уже существующих возможностей, в частности, набережной реки Великой. Это прекрасное место с видами на Кремль, крепостные стены и башни сейчас в таком запущенном состоянии, что практически не используется при проведении экскурсий. Между тем, рациональное использование территории у реки Великой могло бы приносить городу большой доход от тех средств, которые будут оставлять туристы, и от налогов, выплачиваемых организациями туриндустрии. Сейчас, несмотря на огромный исторический и архитектурный потенциал города, турфирмы могут предложить лишь 10-15% от всех возможных маршрутов и направлений.
Создаваемый туристско-рекреационный кластер «Псковский» предусматривает строительство набережной. Этот амбициозный проект, включенный в состав областной долгосрочной целевой программы «Развитие культурно-познавательного туризма Псковской области на 2010-2016 годы» и федеральную целевую программу «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)», реализует областной комитет по туризму, инвестициям и пространственному развитию. Реконструкция набережной – самая дорогая и важная его часть. Строительство должно быть завершено уже к концу 2012 года, однако оно вызывает серьезные нарекания общественности, процесс замедляется, был даже остановлен, так что вряд ли эти сроки удастся выдержать.
Одним из наиболее удачных для псковского туризма стал 2010 год, когда область приняла 350 тыс. человек, что на 46,4% больше, чем в 2009. Валовой доход туротрасли региона достиг 676,1 млн. рублей, из которых 275,5 млн. пришлись на долю гостиничных предприятий. Это – не официальная статистика, а данные мониторинга, проводившегося на протяжении 2010 года в Псковской области специалистами Института регионального развития (ИРР). Было опрошено более 30 тыс. гостей региона, данные замеров и анкетирования сопоставлялись с чеками ресторанов и кафе, сведениями о продажах гостиниц и музеев.
Чаще всего в область приезжали группы из двух человек – 40% от всего потока, примерно столько же пришлось на одиночные визиты. Устойчивая тенденция проявляется в том, что Псковская область привлекает туристов на уикенд: более половины гостей приезжают в регион на два-три дня. Больше всего туристов едет из Санкт-Петербурга (32,5%) и Москвы (20,4%). Средний уровень ежемесячного дохода гостей области – 30-40 тыс. рублей. Большинство из них имеет опыт внутреннего и зарубежного туризма.
РОССИЯ
Олег Теребенин
Visit Murmansk, владелец
«Мурманск – это не только северное сияние»Татьяна Антипина
«Покровск-Тур», руководитель
«В Саратове должен появиться достойный маршрут на космическую тему»Инна Столбова
«Стиф», директор
«Пандемия обеспечила Великому Новгороду большое количество вип-туристов»Ансар Даминов
«Шелковый путь», директор
«Многим интересно понять, почему Марий Эл называют последними язычниками Европы»Петр Берников
«Русский север», генеральный директор
«Русский север» показывает Карелию и Соловки во всем многообразииОльга Миронова
«Королевство путешествий», директор
«На «Демидовском маршруте» туристы видят, как льется металл – зрелище фантастическое!»Наталья Врублевская
«БусАвтоТрак», генеральный директор
Как и почему появился частный музей «Донская рыба»Наталия Судакова
«Судаков Тревел», исполнительный директор
«Таганрог не зря называют старшим братом Петербурга»Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»