Инкаминг в шахматном духе
По оценкам операторов, работающим на прием, в этом сезоне поток иностранных туристов в нашу страну увеличился на 30-50%. И вновь, как и год назад (RATA-news № 345 от 02.08.01), принимающие фирмы в ужасе от ситуации на рынке гостиничных услуг. Но на этот раз, похоже, положение еще более сложное. В Москве, например, из гостиниц туркласса нет мест ни в «Космосе» ни в «России» ни в «Украине». «Измайлово» до 25 июня полностью отдана участникам Юношеских олимпийских игр, «Интурист» вовсе сошел с дистанции. «Белград», как говорят операторы, задрал цены, к тому же, 5 этажей этой гостиницы закрыты на реконструкцию. В Питере на пределе работают «Санкт-Петербург», «Пулковская», «Прибалтийская», «Москва», «Советская», «Охтинская».
Проблема усугубляется еще и тем, что в мае-июне и в Москве, и, особенно, в Питере за места в гостиницах бьется не только туристический, но и корпоративный рынок: в обоих городах проходят выставки, симпозиумы и другие деловые мероприятия. Иными словами, принимающие фирмы вынуждены решать почти шахматные задачи, чтобы обеспечить проживание своим клиентам.
Впрочем, гостиницам тоже не легко. Казалось бы, они должны потирать руки, радуясь ажиотажу и подумывая о повышении цен. Но пока, как рассказал нам один из операторов, ему позвонили из московского отеля и слезно попросили «помочь», то есть снять группу, чтобы предотвратить овербукинг. Как известно, большинство отелей подстраховываются и допускают повторное бронирование некоторого количества мест - чтобы избежать пустующих номеров, если кто-то откажется от заказанных комнат либо просто не появится в гостинице в назначенный срок. Однако, видимо, нынешним летом все брони реализуются, и отели решают те же сложнейшие задачи, стремясь избавиться от овербукинга.
Мы обратились к московским принимающим фирмам, чтобы прояснить ситуацию с размещением туристов в гостиницах.
Заместитель генерального директора по приему компании «КМП-груп» Борис Молочник рассказал, что обычно пик загрузки московских и питерских отелей приходится на период с 25 мая по 25 августа. Но в этом году заявки пошли на заезды с 6 мая, и дальше их число увеличивалось, как снежный ком. «Сегодня мы вынуждены отказывать большинству групп, которые либо только сейчас возникают с заявками, либо меняют даты заезда, - говорит г-н Молочник. – Беремся обслуживать только тех, кто готов на любые варианты размещения - лишь бы приняли». Например, туристы из Италии, пожелавшие посетить Москву и Петербург с 15 по 20 июня, согласились на две ночи разместиться в 180 км от Питера – в Новгороде Великом, благо там есть гостиница «Береста» уровня 4*.
По мнению Бориса Молочника, в Москве не хватает не только гостиниц туркласса, но и отелей «домашнего» типа – вроде «Сретенской» и «Катерины». А вот к необходимости строить гостиницы в Питере г-н Молочник относится скептически: «Деловая жизнь в Петербурге вовсе не так активна, как в Москве, а значит, в межсезонье отели будут пустовать».
Ирина Волкова, директор по маркетингу компании «Академсервис ДМС», рассказала, что все, конечно, стараются предварительно забронировать места для групп - по цепочкам, с фиксированными датами. Но процент «материализации» заявок может быть разным: заявились 10 групп, приехали – 5. Стихийно же возникающие группы размещать очень сложно. В частности, «Академсервису» только что пришлось отказать группе из Израиля, планировавшей приехать 19 июня - нет возможности разместить туристов ни в Москве, ни в Питере. «В июле, надеюсь, станет полегче, - говорит Ирина. - Корпоративный рынок уйдет в отпуска, деловая активность снизится, а в Питере, к тому же, закончатся белые ночи, на которые традиционно очень большой спрос».
По словам генерального директора «Тари-тур» Марины Левченко, спрос на Россию в этом сезоне превзошел все ожидания компании. «Мы полагали, что после событий 11 сентября поток вряд ли увеличится, и надеялись, что он хотя бы останется на уровне прошлого года. Но уже в мае в Питере не хватало гостиниц. За последние 9 лет я такого не помню», - говорит г-жа Левченко.
Марина Левченко рассказала, что есть партнеры, которые присылают заявки заранее – в частности, для английской компании Trafalgar «Тари-тур» бронирует места на год вперед. Но много приходит заявок стихийных. Правда, Тайвань, например, к этому сезону заказывать места заранее не мог, у них возникли проблемы с перелетом. «Кроме того, - рассказывает Марина, - в мае у нас начался «китайский бум». Как известно, в этом году правительство Китая рекомендовало Россию для туристических поездок – и дисциплинированные китайцы восприняли это как руководство к действию. Они просят хорошие, насыщенные программы, но заявки присылают максимум за две недели». По словам Марины Левченко, в Петербурге с местами совсем беда, а групп, которые едут только в Москву, практически нет. Поэтому «Тари-тур» тоже приходится отказывать партнерам в приеме, если те присылают незапланированные заявки с заездом в определенные даты.
Компания «МОСКО» чаще принимает бизнесменов, чем туристов. И, по мнению заместителя генерального директора фирмы Марины Сапожниковой, проблемы с местами бывают не только в гостиницах туркласса. Аккуратно, месяца за 3-4, номера заказывают японцы, и с ними, как правило, особых трудностей нет, хотя в питерские белые ночи проблемы с размещением все же возникают. Европейцы же чаще появляются стихийно, и большинство просят «Золотое кольцо», «Рэдиссон». «С «Золотым кольцом» у нас договор на определенное количество ночевок, но мы не можем его реализовать, поскольку в гостинице просто нет свободных мест», - рассказывает г-жа Сапожникова.
Марина Сапожникова считает, что в Москве есть гостиницы либо не лучшие 3*, либо дорогие 5*, а единственный пример приличного уровня 4* с нормальной ценой – новый корпус «Катерины», но он не очень хорошо расположен.
Но трудности с размещением есть не только в Москве и Петербурге. На Золотом кольце, как известно, тоже не хватает гостиниц. По мнению Алексея Жегалова, генерального директора компании «ВИТ-информ», представляющей в Москве фирму «Владинвесттур», проблемы на Золотом кольце возникают, в основном, из-за Суздаля, поскольку этот город наиболее раскручен и включен в очень многие туристические маршруты. Правда, в начале июня там открылась новая частная гостиница «Сокол» на 64 месте уровня 3*+. Конечно, это несколько облегчило жизнь операторам. «Но, поскольку нового отеля нет ни в буклетах, ни в каталогах, ни мы, ни наши партнеры на него не рассчитывали и заранее места в нем не бронировали. В «Соколе» мы селим лишь те группы, которые появляются вне графика», - говорит Алексей. «Старые» суздальские гостиницы практически заняты с июня до начала сентября. Некоторые пробелы есть, но туда «Владинвесттур» старается селить индивидуалов. Пока есть свободные места в мотеле «Интурист-Кострома», но и там, по словам Алексея Жегалова, скоро все будет занято.
По мнению г-на Жегалова, если раньше российские фирмы, работающие на прием, конкурировали между собой, то теперь такой необходимости нет – дай Бог каждой компании «освоить» те заявки, которые поступают непосредственно к ней. Столкнувшись с нехваткой отелей, осенью западные операторы наверняка начнут забрасывать российских партнеров заявками, начнется ажиотаж. Это чревато ростом цен на гостиничные услуги, и такая тенденция уже наметилась. А если Россия повысит цены, то усилится конкуренция между странами как направлениями отдыха. «Насколько интерес к России будет соответствовать повышающемуся уровню цен, мы не знаем, - говорит Алексей Жегалов. – В нашей стране, в отличие от западных, не проводятся соответствующие маркетинговые исследования, никто не пытается просчитать рынок, спрогнозировать въездной поток. Принимающие фирмы работают почти наобум, а это не прибавляет очков российской индустрии гостеприимства».
РОССИЯ
Олег Теребенин
Visit Murmansk, владелец
«Мурманск – это не только северное сияние»Татьяна Антипина
«Покровск-Тур», руководитель
«В Саратове должен появиться достойный маршрут на космическую тему»Инна Столбова
«Стиф», директор
«Пандемия обеспечила Великому Новгороду большое количество вип-туристов»Ансар Даминов
«Шелковый путь», директор
«Многим интересно понять, почему Марий Эл называют последними язычниками Европы»Петр Берников
«Русский север», генеральный директор
«Русский север» показывает Карелию и Соловки во всем многообразииОльга Миронова
«Королевство путешествий», директор
«На «Демидовском маршруте» туристы видят, как льется металл – зрелище фантастическое!»Наталья Врублевская
«БусАвтоТрак», генеральный директор
Как и почему появился частный музей «Донская рыба»Наталия Судакова
«Судаков Тревел», исполнительный директор
«Таганрог не зря называют старшим братом Петербурга»Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»