Железная дорога и авиация в России всё жестче борются за пассажира
Как показывают итоги нынешнего лета, при поездках на небольшие расстояния россияне все чаще отдают предпочтение высокоскоростным железным дорогам, а при длительных поездках более чем на 1 тыс. км – самолетам. Скоростное железнодорожное сообщение частично оттянуло клиентов у авиакомпаний и вынудило их снизить цены на билеты для сохранения пассажиропотока и процента занятости кресел. Средний чек Москва – Санкт-Петербург на авиабилеты в одну сторону в первом полугодии 2015 года составил 3 130 рублей, что на 1% ниже, чем в 2014 году, и почти на четверть (23%) дешевле, чем в 2013 году. Об этом говорят данные отчета, подготовленного сервисом Aviasales специально для Газеты.Ru.
На направлении Москва – Санкт-Петербург за первое полугодие на поездах «Сапсан» было перевезено 1,883 млн. человек, что на 26,4% больше, чем за аналогичный период прошлого года. В текущем году была увеличена периодичность курсирования – в январе-июне 2015 года поездами «Сапсан» было совершено 3 600 рейсов, это на 16% больше прошлогоднего показателя.
Минимальная стоимость билетов на «Сапсан» с мая составляет 1 290 рублей, но такой тариф найти на оставшиеся летние недели сложно. В среднем билеты на этот поезд в августе стоят от 2 тыс. до 3 тыс. рублей. Чтобы стимулировать потенциальных пассажиров лететь, а не ехать, авиакомпании продолжают понижать тарифы. «Россия», входящая в группу компаний «Аэрофлот», снизила стоимость билетов между столицами до 2 530 рублей. Еще ниже тарифы у «Трансаэро» – билет по маршруту Москва – Санкт-Петербург в одну сторону стоит от 1 832 рублей. В ценовом диапазоне 2-3 тыс. рублей предлагаются перелеты и другими российскими перевозчиками – «Уральскими авиалиниями», «Сибирью».
На направлении Москва – Нижний Новгород, где курсируют скоростные поезда «Стриж» и «Ласточка», наоборот, стоимость авиабилетов, несмотря на наличие скоростного железнодорожного сообщения, за последний год выросла. Но если за первое полугодие 2015 года цены на авиаперевозку из Москвы в Нижний Новгород подскочили на 54%, до 4 905 рублей (по данным портала Biletix), то с увеличением частоты движения поездов на этом направлении в летние месяцы рост замедлился до 11%.
Кстати, международный опыт также говорит о том, что на расстояния около 600 км предпочтение отдается поездам. Например, после введения в строй высокоскоростной магистрали (ВСМ) Сеул – Пусан авиасообщение на этом маршруте перестало пользоваться популярностью и даже было отменено, спрос на поезда возрос с 40% до почти 66% (из них 61,2% предпочитают пользоваться услугами ВСМ). В несколько раз сократилось количество пассажиров и на рейсах между Мадридом и Севильей – после запуска ВСМ между этими городами пассажиропоток на железнодорожном сообщении вырос с 16 до 62% (из них 61% – на поездах ВСМ).
На дальних направлениях, где от одного пункта назначения до другого более 1 тыс. км, тенденция прямо противоположная. За последний год железная дорога на таких направлениях потеряла значительную часть пассажиров. По данным туристического сервиса «Туту.ру», маршрут Москва – Самара, занимавший в 2014 году 12-е место в рейтинге самых востребованных направлений, переместился в первом полугодии 2015 года на 15 позицию. Железнодорожные направления Москва – Пермь, Москва – Екатеринбург, Москва – Уфа, Москва – Оренбург опустились как минимум на 10 позиций вниз.
В среднем железнодорожные билеты по России выросли в цене на 4,4%, а по некоторым направлениям – на 10%. Так, средний чек за проезд на поезде из Москвы в Екатеринбург вырос в цене за год на 9%, до 4 075 рублей по итогам первого полугодия-2015. Билеты из Москвы в Пермь подорожали на 10,3%, до 3 419 рублей, в Самару – на 5,4%, до 3 257 рублей, в Уфу – на 6,8%, до 3 364 рублей.
Многие пассажиры предпочли путешествовать на самолетах, а не поездами. Во многом, это решение было обусловлено стоимостью билетов: если на поезд билеты подорожали, то на самолеты – подешевели. По данным Aviasales, средний чек Москва – Екатеринбург на авиабилеты в одну сторону в I полугодии 2015 году составил 4 137 рублей, что на 24% ниже, чем в 2014 году, и на 27,5% дешевле, чем в 2013 году. Аналогично на других направлениях: средний чек Москва – Пермь в 2015 году составил 3 636 рублей (на 32% дешевле, чем в 2014 году и на 40% меньше, чем в 2013 году). В Самару средняя стоимость билета из Москвы в первые шесть месяцев 2015 года составила 4 173 рубля, на 7% ниже, чем в 2014 году и на 27%, чем в 2013 году.
РОССИЯ
Олег Теребенин
Visit Murmansk, владелец
«Мурманск – это не только северное сияние»Татьяна Антипина
«Покровск-Тур», руководитель
«В Саратове должен появиться достойный маршрут на космическую тему»Инна Столбова
«Стиф», директор
«Пандемия обеспечила Великому Новгороду большое количество вип-туристов»Ансар Даминов
«Шелковый путь», директор
«Многим интересно понять, почему Марий Эл называют последними язычниками Европы»Петр Берников
«Русский север», генеральный директор
«Русский север» показывает Карелию и Соловки во всем многообразииОльга Миронова
«Королевство путешествий», директор
«На «Демидовском маршруте» туристы видят, как льется металл – зрелище фантастическое!»Наталья Врублевская
«БусАвтоТрак», генеральный директор
Как и почему появился частный музей «Донская рыба»Наталия Судакова
«Судаков Тревел», исполнительный директор
«Таганрог не зря называют старшим братом Петербурга»Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»