Россияне все чаще воспринимают отдых как поиск новых впечатлений
Airbnb провел для «Коммерсанта» исследование пользователей его услуг из России и выяснил, что с момента основания сервиса около 3,5 млн российских путешественников останавливались в квартирах, которые они арендовали с помощью этого ресурса. Почти 85% пользователей – люди экономически активного возраста (от 22 до 55 лет). На первом месте среди клиентов Airbnb в России – представители IT-индустрии (17%).
Доля студентов и пенсионеров среди пользователей Airbnb не превышает 10%. Однако здесь есть интересный тренд: самая быстрорастущая группа отечественных путешественников – люди старше 60 (за последний год рост 52%).
И если посмотреть на динамику сервиса за последние три года, когда в сегменте организованного выездного туризма наблюдалось резкое падение спроса, количество число пользователей Airbnb росло: в 2015 – на 38%, в 2016 – на 60%.
Погружение в местную среду стало мотивом для 79% пользователей сервиса. Однако это лишь пятый по популярности фактор – на первом месте стоит экономия средств (96%), а второе и третье места поделили доступность и удобное расположение жилья (по 90%).
Россияне как потребители путешествий – самостоятельные или организованные – стали вести себя более рационально. Один и тот же турист может быть как покупателем тура, так и самостоятельно организовать себе путешествие. Выбор зависит скорее от состава группы и направления.
«Люди считают, что им не нужно турагентство, чтобы поехать в Берлин. А вот отправиться в Грецию с детьми, скорее всего, дешевле через турагентство. При этом если дети маленькие, то вряд ли тебе захочется каждый раз заморачиваться насчет питания, думать, куда с ними пойти и т.д.»,- пояснила директор по клиентскому сервису GfK Марина Синило.
В 2016 году компания GfK опубликовала исследование о путешественниках в России, отметив один из магистральных трендов – смещение фокуса потребителей с того, «что я имею», к тому, «что я сделал». То есть потребитель определяет и характеризует себя не по тому, что у него есть, что он приобрел материального, а по тому, где он был, какие впечатления получил, что пережил.
В качестве главного и долгосрочного тренда эксперты GfK назвали стремление туристов к новому опыту и впечатлениям, предложив концепцию «шопинга впечатлений». Применительно к индустрии туризма и гостеприимства это говорит о том, что потребители, планирующие путешествия, находятся в поисках новых впечатлений и ожидают от поездок вдохновения и новых позитивных эмоций.
«Если говорить о качествах среднестатистического российского туриста, то он, безусловно, становится более самостоятельным и открытым новым культурам. Я бы назвал эту тенденцию экономикой впечатлений, где основная роль принадлежит опыту, который ты в итоге получишь от путешествия»,- сказал генеральный директор Airbnb в России и странах Восточной Европы Андрей Вербицкий.
В целом формулировка концепции «шопинга впечатлений» многое объясняет в поведении наших туристов. Например, эксперты систем поиска авиабилетов неоднократно обращали внимание на спонтанность российских туристов.
В случае с «шопингом» это вполне можно отнести к так называемым эмоциональным покупкам: погода плохая или авиакомпания запустила акцию со скидками – человек берет и покупает тур или авиабилет. Есть и настоящие охотники за распродажами, которые отслеживают скидки на авиабилеты или покупают горящие туры.
За последние несколько лет существенно выросло и число настоящих «туристических шопоголиков», которых легко отследить по страницам пользователей соцсетей. «Я склоняюсь к тому, что на туризм существует мода. И эта мода резко меняется из года в год, появляются какие-то новые продукты, удовлетворяющие меняющийся спрос»,- – считает генеральный директор компании Mayel Travel Майя Котляр.
То есть в целом модно путешествовать, и путешествовать «не как все». «На пике моды туры, адаптированные под интересы, увлечения, характер и темперамент человека»,- рассказывает Майя Котляр. Другими словами, наиболее востребовано то, что туристы могут организовать себе либо в индивидуальных турах, собирающихся как конструктор, по желанию людей, либо самостоятельно.
«Путешествия становятся все более обыденной частью нашей жизни. С появлением бюджетных авиалиний и альтернативных способов размещения поездки за рубеж становятся доступными для большего числа россиян. И если раньше основным источником вдохновения для наших граждан служили каталоги в турагентствах, то сейчас у путешественников есть доступ к информации об абсолютно любой стране и возможность спланировать маршрут любой сложности, не выходя из дома»,- говорит Андрей Вербицкий.
Впрочем, к рейтингам популярности городов, как пишет «Коммерсант», надо относиться осторожно. Если верить официальной статистике Росстата по числу выездных турпоездок, то получится, что в топ-3 наиболее посещаемых направлений за три последних года входят Абхазия, Финляндия и Казахстан. Такие же особенности отмечают и в сервисах бронирования авиабилетов.
По словам PR-директора компании Aviasales Яниса Дзениса, если смотреть на популярные направления по годам, то в России топ-10 городов, куда покупается наибольшее количество билетов, примерно один и тот же от года к году. А вот зарубежный топ-10 каждый год обновляется.
Так, в последние годы в первую десятку уверенно вошли города на постсоветском пространстве, вытеснившие европейские направления. «Но если в Ереван, Тбилиси, Минск или Баку летают путешественники из России, то в Бишкек, Ташкент, Кишинев скорее летят домой жители этих городов, стран. То есть популярность условной Молдавии связана с тем, что рабочие «пришли» в интернет»,- пояснил Янис Дзенис.
РОССИЯ
Олег Теребенин
Visit Murmansk, владелец
«Мурманск – это не только северное сияние»Татьяна Антипина
«Покровск-Тур», руководитель
«В Саратове должен появиться достойный маршрут на космическую тему»Инна Столбова
«Стиф», директор
«Пандемия обеспечила Великому Новгороду большое количество вип-туристов»Ансар Даминов
«Шелковый путь», директор
«Многим интересно понять, почему Марий Эл называют последними язычниками Европы»Петр Берников
«Русский север», генеральный директор
«Русский север» показывает Карелию и Соловки во всем многообразииОльга Миронова
«Королевство путешествий», директор
«На «Демидовском маршруте» туристы видят, как льется металл – зрелище фантастическое!»Наталья Врублевская
«БусАвтоТрак», генеральный директор
Как и почему появился частный музей «Донская рыба»Наталия Судакова
«Судаков Тревел», исполнительный директор
«Таганрог не зря называют старшим братом Петербурга»Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»