Пакс
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

Россияне все чаще воспринимают отдых как поиск новых впечатлений

Airbnb провел для «Коммерсанта» исследование пользователей его услуг из России и выяснил, что с момента основания сервиса около 3,5 млн российских путешественников останавливались в квартирах, которые они арендовали с помощью этого ресурса. Почти 85% пользователей – люди экономически активного возраста (от 22 до 55 лет). На первом месте среди клиентов Airbnb в России – представители IT-индустрии (17%).

Доля студентов и пенсионеров среди пользователей Airbnb не превышает 10%. Однако здесь есть интересный тренд: самая быстрорастущая группа отечественных путешественников – люди старше 60 (за последний год рост 52%).

И если посмотреть на динамику сервиса за последние три года, когда в сегменте организованного выездного туризма наблюдалось резкое падение спроса, количество число пользователей Airbnb росло: в 2015 – на 38%, в 2016 – на 60%.

Погружение в местную среду стало мотивом для 79% пользователей сервиса. Однако это лишь пятый по популярности фактор – на первом месте стоит экономия средств (96%), а второе и третье места поделили доступность и удобное расположение жилья (по 90%).

Россияне как потребители путешествий – самостоятельные или организованные – стали вести себя более рационально. Один и тот же турист может быть как покупателем тура, так и самостоятельно организовать себе путешествие. Выбор зависит скорее от состава группы и направления.

«Люди считают, что им не нужно турагентство, чтобы поехать в Берлин. А вот отправиться в Грецию с детьми, скорее всего, дешевле через турагентство. При этом если дети маленькие, то вряд ли тебе захочется каждый раз заморачиваться насчет питания, думать, куда с ними пойти и т.д.»,- пояснила директор по клиентскому сервису GfK Марина Синило.

В 2016 году компания GfK опубликовала исследование о путешественниках в России, отметив один из магистральных трендов – смещение фокуса потребителей с того, «что я имею», к тому, «что я сделал». То есть потребитель определяет и характеризует себя не по тому, что у него есть, что он приобрел материального, а по тому, где он был, какие впечатления получил, что пережил.

В качестве главного и долгосрочного тренда эксперты GfK назвали стремление туристов к новому опыту и впечатлениям, предложив концепцию «шопинга впечатлений». Применительно к индустрии туризма и гостеприимства это говорит о том, что потребители, планирующие путешествия, находятся в поисках новых впечатлений и ожидают от поездок вдохновения и новых позитивных эмоций.

«Если говорить о качествах среднестатистического российского туриста, то он, безусловно, становится более самостоятельным и открытым новым культурам. Я бы назвал эту тенденцию экономикой впечатлений, где основная роль принадлежит опыту, который ты в итоге получишь от путешествия»,- сказал генеральный директор Airbnb в России и странах Восточной Европы Андрей Вербицкий.

В целом формулировка концепции «шопинга впечатлений» многое объясняет в поведении наших туристов. Например, эксперты систем поиска авиабилетов неоднократно обращали внимание на спонтанность российских туристов.

В случае с «шопингом» это вполне можно отнести к так называемым эмоциональным покупкам: погода плохая или авиакомпания запустила акцию со скидками – человек берет и покупает тур или авиабилет. Есть и настоящие охотники за распродажами, которые отслеживают скидки на авиабилеты или покупают горящие туры.

За последние несколько лет существенно выросло и число настоящих «туристических шопоголиков», которых легко отследить по страницам пользователей соцсетей. «Я склоняюсь к тому, что на туризм существует мода. И эта мода резко меняется из года в год, появляются какие-то новые продукты, удовлетворяющие меняющийся спрос»,- – считает генеральный директор компании Mayel Travel Майя Котляр.

То есть в целом модно путешествовать, и путешествовать «не как все». «На пике моды туры, адаптированные под интересы, увлечения, характер и темперамент человека»,- рассказывает Майя Котляр. Другими словами, наиболее востребовано то, что туристы могут организовать себе либо в индивидуальных турах, собирающихся как конструктор, по желанию людей, либо самостоятельно.

«Путешествия становятся все более обыденной частью нашей жизни. С появлением бюджетных авиалиний и альтернативных способов размещения поездки за рубеж становятся доступными для большего числа россиян. И если раньше основным источником вдохновения для наших граждан служили каталоги в турагентствах, то сейчас у путешественников есть доступ к информации об абсолютно любой стране и возможность спланировать маршрут любой сложности, не выходя из дома»,- говорит Андрей Вербицкий.

Впрочем, к рейтингам популярности городов, как пишет «Коммерсант», надо относиться осторожно. Если верить официальной статистике Росстата по числу выездных турпоездок, то получится, что в топ-3 наиболее посещаемых направлений за три последних года входят Абхазия, Финляндия и Казахстан. Такие же особенности отмечают и в сервисах бронирования авиабилетов.

По словам PR-директора компании Aviasales Яниса Дзениса, если смотреть на популярные направления по годам, то в России топ-10 городов, куда покупается наибольшее количество билетов, примерно один и тот же от года к году. А вот зарубежный топ-10 каждый год обновляется.

Так, в последние годы в первую десятку уверенно вошли города на постсоветском пространстве, вытеснившие европейские направления. «Но если в Ереван, Тбилиси, Минск или Баку летают путешественники из России, то в Бишкек, Ташкент, Кишинев скорее летят домой жители этих городов, стран. То есть популярность условной Молдавии связана с тем, что рабочие «пришли» в интернет»,- пояснил Янис Дзенис.