Пакс
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

«Петербург может стать одним из бенефициаров туристического сезона 2022»

Санкт-Петербург в первом полугодии посетило на треть больше туристов, чем за тот же период годом ранее, но пока турпоток сильно отстает от 2019 года. Дальнейшее восстановление зависит от ситуации с въездным туризмом, программы кэшбэка и других факторов. О перспективах Петербурга как туристического направления говорили представители городских властей и эксперты в рамках ПМЭФ-2022.

Председатель городского комитета по развитию туризма Сергей Корнеев отметил, что Петербург сейчас находится в «большом туристическом тренде», принимает серьезный турпоток и имеет развитую инфраструктуру. Теперь дело за развитием большого туристического макрорегиона на северо-западе и межрегионального туризма. По его словам, после того, как маршрут «Государева дорога» между Москвой и Петербургом вошел в первую пятерку национальных турмаршрутов, одобренных Ростуризмом, властям обеих столиц предстоит большая работа по обустройству коридора, связывающего два города и шесть регионов Центрального и Северо-Западного федеральных округов.

«Здесь выгоднее строить гостиницы, здесь нужны глэмпинги, зеленые стоянки. Нужно усиление инфраструктуры общественного питания. Мы с Москвой полтора года назад начали реализацию проекта «Два города – миллион впечатлений», потому что понимаем, что дополняем друг друга. Дальше – маршруты Серебряного ожерелья, и Санкт-Петербург с удовольствием выполняет роль туристического хаба на Северо-Западе России», – подчеркнул Сергей Корнеев.

Директор компании «Агентство Маркет Гайд» Юлия Кислова сообщила, что в первом полугодии 2022 году турпоток в Петербург вырос на более 32% за счет внутреннего туризма. Около 40% гостей – жители Москвы и области, то есть регионов с высоким платежеспособным спросом и удобным транспортным сообщением. За первое полугодие чек российского туриста вырос на более 13% и составляет сейчас 36,5 тыс. рублей за поездку. Но у иностранных туристов он достигал 90-97 тыс.

Доля иностранных туристов в городе снизилась до 3%, при этом за последние два года изменилась структура зарубежного турпотока. «Приезжают гости из ближневосточных государств – ОАЭ, Катара. Как правило, они пересекают границу в Москве, потом едут в Петербург, успевая за одну поездку посетить два города», – сказала она.

По словам г-жи Кисловой, для восстановления иностранного турпотока нужно обратить внимание на Индию, Иран, Турцию, Вьетнам, Южную Корею и в целом азиатский регион. И добавила, что для граждан этих стран бы целесообразно облегчить визовый режим.

«В первом полугодии 2022 года в гостиницах Петербурга разместилось на 6% больше туристов, чем в аналогичном периоде прошлого года, рост произошел за счет российских гостей. Но только 30% приезжающих в город останавливаются в гостиницах и только 16% – в качественном номерном фонде 3-5*. Самая большая доля, 44%, предпочитают размещаться у друзей и родственников, в том числе, в целях экономии», – рассказала эксперт.

Перспективы восстановления туриндустрии зависят от зарубежного потока из дружественных стран, как будет развиваться групповой, в том числе детский туризм. «В условиях санкций и сложной геополитической ситуации мы рассматриваем два основных сценария на 2022 год. Первый – базовый: турпоток останется на уровне 2021 года, то есть не превысит 6 млн поездок», – отметила г-жа Кислова. По ее словам, негативные факторы здесь – сокращение размещения в качественном номерном фонде с высоким чеком, снижение потока иностранных туристов и вопросы безопасности поездки в Россию из-за военной операции на Украине.

Позитивный сценарий предполагает, что турпоток в Петербург может возрасти до 7-8 млн за счет российских туристов. Среди положительных факторов – рост активности MICE-мероприятий, которые далеки от допандемийных отметок, но хорошо поддерживают спрос весной и осенью. Возобновление программы туристического кэшбэка также позитивно скажется на турпотоке.

«С учетом того, что закрыты многие зарубежные направления, сегодня в России ограничено предложение культурно-познавательного туризма. Кроме того, не работают 11 южных аэропортов. Это может привести к тому, что Санкт-Петербург станет одним из бенефициаров туристического сезона 2022», – подчеркнула Юлия Кислова.

Напомним, что в 2019 году турпоток в Санкт-Петербург составил 10,4 млн, из которых почти половина гостей – иностранцы.

Президент Российского союза выставок и ярмарок и гендиректор выставочного центра «ЭкспоФорум-Интернэншнл» Сергей Воронков призвал развивать в Петербурге MICE-туризм, так как он приносит больше денег, чем культурный. «У нас перевернутая маркетинговая пирамида. Культурный туризм в три раза больше, чем деловой, притом что сезон делового туризма вдвое дольше, чем культурного – восемь месяцев против четырех. Деловой туризм приносит денег в три-четыре раза больше и имеет огромный потенциал, потому что Россия пока на 60-м месте в мире по конгрессному туризму. Наша целевая аудитория в мире – 70 млн человек, которые определяют 99% ключевых решений во всех сферах жизни – науки, бизнеса, политики и т.д. Единственная возможность привлечь их в Петербург – это конгрессно-выставочный формат. ПМЭФ – прекрасный тому пример», – подчеркнул он.

Г-н Воронков рассказал, что сегодня в городе проходит в среднем 600-800 конгрессно-выставочных мероприятий, а нужно проводить 4-5 тысяч, как в Париже и Лондоне. Причем это должны быть лидирующие мероприятия в своих отраслях. «С точки зрения инвестиционной корзины это самый выгодный вариант. Примерно миллиард рублей потрачено на организацию петербургского форума. Элементарный подсчет показывает, что 16 тысяч аккредитованных на площадках форума оставят в городе порядка 8 млрд рублей за четыре дня», – отметил он. По словам эксперта, форум создает рабочие места для тысяч людей, занятых в обслуживании участников.

«Нет другой сферы, которая обеспечивает такой кумулятивный эффект. Нам нужен календарь ключевых событий, нам нужен комаркетинг, объединение усилий. Если через пять лет мы увидим, что деловой туризм в три-четыре раза больше, чем культурно-познавательный, значит вся индустрия гостеприимства загружена равномерно в течение года, а доходы от туризма выросли в три-четыре раза», – подытожил Сергей Воронков.

Ирина Сафронова, специально для RATA-news