Пакс
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

Власти и бизнес Петербурга обсудили развитие туризма

Поступления от налогоплательщиков Петербурга по статье «Туризм» за первый квартал 2015 года составили свыше 2,5 млрд. рублей. Это выше показателей аналогичных периодов 2014 и 2013 годов. Число туристов за этот год выросло: снижение иностранного турпотока на 7,7% за первое полугодие компенсировал рост российского на 20%. По словам главы Комитета по развитию туризма Ирины Шалыто, Петербург продолжает лидировать как столица водного туризма. В 2015 г. на паромах и круизных лайнерах город посетили свыше 770 тыс. человек, а на внутренних водных путях 250 судов обслужили 1,4 млн. пассажиров на 110 экскурсионных маршрутах. Только пассажирский порт Санкт-Петербурга «Морской Фасад» принял с начала года 219 судозаходов. Причем, если за весь 2014 год на лайнерах в город прибыло 483 тыс. человек, то лишь за январь-сентябрь 2015 года – 484 тыс. Комитет отметил также большую роль проекта City Tour. Canal Cruise (водные маршруты формата hop on – hop off), который в этом году успешно начал взаимодействовать со своим автобусным «собратом» City Sightseeing.

Такие данные были приведены на конференции «Incoming Russia. Фокус на Санкт-Петербург. Состояние дел. Проблематика. Перспективы», прошедшей в рамках выставки в рамках выставки Inwetex. Комитет по развитию туризма Санкт-Петербурга собрал на ней представителей федеральных и региональных органов власти, профессионалов транспортного сектора и экспертов индустрии путешествий.

До конца 2015 г. город примет 70 конгрессных мероприятий национального и международного уровня, более 160 выставочно-ярмарочных мероприятий. «Сейчас в рейтинге конгрессных городов ICCA мы занимаем 79-е место в мире. Поставлена амбициозная, но выполнимая задача – к 2020 году войти в топ-10 ведущих конгрессных дестинаций в Европе и топ-20 в мире», – подчеркнула Инна Шалыто.

С начала 2015 года аэропорт «Пулково» обслужил более 10 млн. 800 тыс. авиапассажиров. При этом, как сказал коммерческий директор управляющей компании аэропорта «Воздушные ворота северной столицы» Евгений Ильин, если в течение восьми месяцев прошлого года пассажиропоток «Пулково» распределялся почти равномерно между зарубежными и внутрироссийскими маршрутами, то в нынешнем году отечественная доля достигла почти 60%. Среди ключевых факторов, способствовавших этому, Евгений Ильин отметил увеличение частот на внутренних маршрутах, запуск 10 новых прямых рейсов по России (в том числе во Владимир, Грозный, Ульяновск, Магадан), федеральную программу субсидирования региональных перевозок, ослабление рубля и последовавший спад интереса к поездкам за рубеж. Он отдельно подчеркнул, что значительно увеличился пассажиропоток между Санкт-Петербургом и Симферополем.

Прямые рейсы связывают Санкт-Петербург с восемью зарубежными городами – Малагой, Брюсселем, Неаполем, Вильнюсом, Тбилиси, Урумчи, Шанхаем. В аэропорт пришли новые авиакомпании – четыре отечественных и четыре зарубежных. Правда, при этом 10 зарубежных перевозчиков приостановили свою деятельность – Icelandair, El Al, TAP Portugal, Germanwings и другие. При этом ряд европейских направлений с начала года показал прирост пассажиропотока и может рассматриваться как довольно перспективный с точки зрения въездного туризма: на 100% выросли потоки между Петербургом и Бельгией, Литвой; на 51% – с Белоруссией; на 33% – Норвегией; положительная динамика у Финляндии и, на удивление, Польши. Самое значительное снижение по Европе на датском направлении (-46%).

Однако лидируют во въездном пассажиропотоке Азия и Ближний Восток. По статистике «Воздушных ворот», на 62% за январь-август этого года увеличился пассажиропоток на линиях Петербург – Китай, почти на треть возросли показатели Кореи. Иран вырос на 165%, хотя в абсолютных цифрах поток из этой страны слегка превышает 8,2 тыс. человек. В целом азиатский рынок растет на 18% ежегодно, и перспективы у Санкт-Петербурга для расширения определенно имеются: к примеру, пока вся Россия занимает менее 1% от общего выездного потока КНР, а доля таких туристов, прибывающих в Северную столицу напрямую через аэропорт, не превышает 0,03% от их общего числа.

Евгений Ильин уверен, что для развития въездного туризма в Санкт-Петербург, необходимо упростить визовый режим, в частности, ввести 72-часовое безвизовое пребывание в городе для авиапассажиров из некоторых стран, а также добиться либерализации межправительственных авиационных соглашений и повысить узнаваемость бренда Петербурга на ключевых рынках. Евгений Ильин призвал к объединению усилий всех участников рынка в работе с перспективными направлениями, отметив в качестве привлекательных продуктов «Красные маршруты» для путешественников из Китая и предложения, сочетающие авиаперевозки с круизами.

По словам начальника отдела маркетинга Дирекции скоростного сообщения – филиала ОАО «РЖД» Кирилла Музалевского, ежемесячная доля поездов «Сапсан» на рынке перевозок между Санкт-Петербургом и Москвой составляет 37%. При этом суммарно спрос на групповые туристические перевозки за 9 месяцев 2015 года превысил прошлогодний показатель в 4 раза – с 14 до 56 тыс. пассажиров. Чаще всего группы перемещаются между городами по вторникам и пятницам, предпочитая дневные поезда. Отечественные тургруппы, кстати, лишь на втором месте с долей 16% от общего пассажиропотока, а первое место ожидаемо занимают китайские туристы (44%). Также «Сапсаны» популярны среди итальянцев, израильтян, граждан Индии, США и Южной Кореи. А для российских туристов могут быть актуальны предложения по организации чартерных туристских перевозок в поездах «Ласточка», которые напрямую связывают Санкт-Петербург с Выборгом, Петрозаводском и Великим Новгородом, а Москву – со Смоленском, Курском, Владимиром и другими потенциально интересными для Северной столицы рынками внутреннего туризма.

Несмотря на положительные итоги туристического года, Санкт-Петербург сталкивается с новыми проблемами. С одной стороны, поток растет на волне популярности внутреннего туризма и интереса со стороны новых зарубежных рынков, с другой – снижение доходов россиян и политические настроения на Западе. Эту противоречивость России как туристического направления отметила также руководитель Балтийского регионального отделения РСТ Илона Ансоне: такие привлекательные стороны продукта, как разнообразие страны, узнаваемость благодаря Олимпиаде в Сочи, слабый рубль часто нивелируется сложностями с получением визы, несоответствием цены услуги её качеству, низким уровнем распространения английского и других европейских языков. При этом, по ее словам, Петербург усилил свои позиции в рейтингах различных порталов, на которые часто ориентируются туристы при выборе направления для путешествий. Эксперт призвала к более детальному исследованию целевых аудиторий стран-поставщиков туристов, внедрению понятных европейцам систем качества и систематической работе с национальным порталом.

 

Павел Румянцев, специально для RATA-news