Лизинговые компании отзывают свои самолеты. На чем будем летать?
Закрытие воздушного пространства для российских авиаперевозчиков – не единственная проблема отрасли. Компания AerСap в связи с санкциями США и ЕС отзывает свои самолеты. Airbus и Boeing заявили о возможном прекращении поддержки и обслуживания своих самолетов в России. Как и на чем будут летать россияне?
AerСap – один из самых крупных лизингодателей в мире. Его клиенты в России – «Аэрофлот», S7, «Якутия», «Россия», «Уральские авиалинии» и другие. Сейчас в российском авиапарке почти 1000 самолетов, и, если отозвать все лизинговые, останется чуть больше двух сотен.
Но и на оставшихся летать не получится. Дело в том, что мы можем лишиться еще и запчастей к Airbus и Boeing, а также обслуживания этих компаний. Останутся ли вообще в России самолеты, пригодные для авиаперевозок?
По мнению главного редактора портала Avia.ru Романа Гусарова, в Европейской части страны можно использовать и небольшие региональные самолеты, и РЖД, и автомобильный транспорт. «А вот перелеты на Дальний Восток наиболее уязвимы, потому что дальнемагистральных самолетов отечественного производства у нас нет. Возможно, получится привлечь к таким перевозкам наших азиатских партнеров. Например, российские авиакомпании возьмут в аренду самолеты, которые могут остаться под китайским флагом, но работать будут на территории России от имени наших авиакомпаний».
Ситуация с международными рейсами, по крайней мере, в те страны, куда нам еще можно летать, немного проще, считает эксперт. К примеру, турецкие или египетские перевозчики вполне могут взять на себя весь пассажиропоток.
«Остается вопрос, что делать нашим авиакомпаниям. Можно, конечно, попробовать не вернуть лизинговые самолеты владельцам и летать на них внутри страны. Но даже если игнорировать этическую сторону вопроса, обслуживать двигатели самолетов в России все равно негде. Так что долго на угнанных воздушных судах все равно не пролетать», – сказал г-н Гусаров RATA-news.
Главный редактор портала FrequentFlyers.ru Илья Шатилин считает, что теоретически есть обходные пути, когда можно через третьи страны покупать самолеты и запчасти, создавать там авиакомпании, которые возьмут эти самолеты и будут сдавать их в лизинг российским перевозчикам. «Но это в принципе не очень масштабируемая история. Если бы речь шла о 20-30 самолетах или 50, как, например, в Иране, это одно. А у нас речь идет, как минимум, о 500 с лишним просто в лизинге, а остальные еще нуждаются в запчастях», – пояснил эксперт порталу BFM.ru.
По его словам, всего в России летает почти 1000 самолетов, из них большинство – иностранного производства или суперджеты, у которых имеются иностранные компоненты. Поэтому столько самолетов обходными путями получить невозможно, и что с этим будет, непонятно. «Видимо, придется ожидать смягчения санкций и параллельно развивать свой авиапром, который долгое время находился в упадке», – говорит г-н Шатилин.
В авиакомпании «Победа» заявили, что будут защищать свой флот в рамках правового поля. К слову, в парке компании было 44 лизинговых Boeing 737-800, один из них был задержан в Стамбуле по требованию лизингодателя.
Эксперты считают, что сегменту региональных перевозок ничто не угрожает, у нас все еще есть L-410, а осенью этого года «Аэрофлот» планирует получить четыре МС-21. А вот компаниям, которые выполняют дальнемагистральные рейсы, придется думать не о том, как минимизировать расходы, а о том, как не обанкротиться. Государство поддержать тоже вряд ли сможет. Поскольку непонятно, как именно поддержать авиакомпанию, у которой нет самолетов.
РОССИЯ
Олег Теребенин
Visit Murmansk, владелец
«Мурманск – это не только северное сияние»Татьяна Антипина
«Покровск-Тур», руководитель
«В Саратове должен появиться достойный маршрут на космическую тему»Инна Столбова
«Стиф», директор
«Пандемия обеспечила Великому Новгороду большое количество вип-туристов»Ансар Даминов
«Шелковый путь», директор
«Многим интересно понять, почему Марий Эл называют последними язычниками Европы»Петр Берников
«Русский север», генеральный директор
«Русский север» показывает Карелию и Соловки во всем многообразииОльга Миронова
«Королевство путешествий», директор
«На «Демидовском маршруте» туристы видят, как льется металл – зрелище фантастическое!»Наталья Врублевская
«БусАвтоТрак», генеральный директор
Как и почему появился частный музей «Донская рыба»Наталия Судакова
«Судаков Тревел», исполнительный директор
«Таганрог не зря называют старшим братом Петербурга»Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»