Пакс
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

На юге России резко выросла потребительская активность

Финансовый университет при правительстве РФ рассчитал значение индекса экономических настроений населения России за июль 2016 г., в основе которого лежит потребительское поведение жителей регионов на нескольких ключевых рынках.

В топ-5 рейтинга с самым высоким значением индекса попали сразу несколько регионов юга. В частности, Крым оказался на третьей строчке с индексом в 6.0 пунктов, далее расположились Ростовская область и Краснодарский край с показателями 5.8 и 5.7 пунктов соответственно. Более высокие значения отмечены лишь у Калининградской области (7.2 пунктов) и Республике Марий Эл (6.4 пунктов). Для сравнения, по оценкам Финансового университета, потребительская активность в нашей стране в целом осталась на уровне 2.2 пунктов.

Авторы исследования отмечают, что рост потребительской активности в южнороссийских регионах наблюдался практически по всем направлениям: выросло питание вне дома и потребление продовольственных товаров различных ценовых категорий, увеличился спрос на крупную бытовую технику и мебель, недвижимость, автомобили. Что касается рынка финансовых услуг, согласно исследованию, в июле немного вырос спрос на финансовые продукты и золото – как в украшениях, так и в виде инвестиционного металла. Также незначительно вырос спрос на ипотеку. При этом интерес потребителей к инвестированию в рынок ценных бумаг, напротив, упал практически в два раза по сравнению с июньскими показателями, кроме того снизился спрос на страхование, за исключением ОСАГО.

Как прокомментировала РБК Юг аналитик Forex Club Ирина Рогова, рост потребительской активности в отдельных регионах отчасти обусловлен туристическим сезоном: «Краснодарский край и Крым – курортные зоны. Июнь-август – месяцы, когда туристическая активность возрастает. Тем более что высокий курс валют делает зарубежный отдых менее доступным, что приводит к росту внутреннего турпотока. В курортных зонах часть местного населения сдает жилье в аренду, и это потенциально увеличивает их доходы, что позволяет совершить запланированные, но отложенные до «лучших времен» покупки. Кроме того, не стоит забывать и о расходах отдыхающих, которые чаще всего питаются вне дома. Что касается Ростовской области, то путь большинства туристов, решивших ехать на автомобиле, проходит как раз через ее территорию».

Аналитик агентства PriceGuide Андрей Катонов объяснил опережающий рост потребительской активности на юге России так называемым эффектом низкой базы, а также сезонной экономической активностью регионов в сфере агропромышленного комплекса (АПК):

«Вполне вероятно, что в большой степени этот рост объясняется эффектом низкой базы – в предыдущие месяцы готовность населения юга приобретать товары и услуги была значительно ниже. Сказывалось снижение реальных доходов. Теперь же мы наблюдаем отскок от «дна» за счет сезонного роста занятости в сфере АПК и туризма и, как следствие, рост доходов населения, связанного с этим бизнесом».

В индексе Финансового университета помимо объективных экономических показателей социологи учитывают собственную оценку граждан, полученную в ходе опросов. Индекс строится вокруг шести тем, включающих в себя динамику уровня доходов, потребительскую и финансовую активность населения, оценку уровня физической безопасности, напряженность на рынке труда, готовность мигрировать в другие регионы в поисках лучшей жизни.