2002 год - рекордный для туризма в Болгарии
Болгария констатирует большие успехи в прошедшем туристическом году. Основные итоги: рост въездного турпотока на 8,6%. В том числе - рекордный рост туристов из Германии, Великобритании, Центральной Европы и Европейского Союза. 10 месяцев 2002 г. принесли доходов больше, чем весь 2001 год.
В 2002 г. Болгарию посетили всего 2992590 иностранных туристов (не включая детей, вписанных в паспорта родителей), что на 8.6% больше по сравнению с 2001 годом.
Возглавляет въездной рейтинг, как всегда, Германия: 480460 туристов (+28.35%). За ней традиционно следует Греция – 391386 (+13.55%). Затем: Македония - 211,4 тыс., Великобритания – 110902 (+60.26%), Югославия – 106,9 тыс. (+48.78%), Россия – 99389, Израиль – 64064 (+27.19%), Швеция – 54898 (+14.44%), Польша – 48738 (54.76%), Чехия – 48485 (+31.09%), Словакия – 42452 (+36.94%), Украина – 39426, Финляндия – 38108, Дания – 31628 (+63.27%), Франция – 30983 (+13.47%), Бельгия – 29076, США – 25417, Австрия – 24358, Турция – 23,7 тыс. туристов, Италия – 21313 (+23.07%). Кроме того, зафиксирован рост числа туристов из Испании (+30.59%), Венгрии (+56.59%), Швейцарии (+52.17%), Японии (+8.84%).
По предварительным данным, доходы Болгарии от международного туризма (без транспорта) за период с января по октябрь 2002 г. составляют $1218.8 млн. США, это на 9,98% больше по сравнению с тем же периодом 2001 г. и на 1,5% больше чем за весь предыдущий год. Министерство экономики Болгарии считает, что на фоне мировой стагнации туристического рынка в 2002 г. это очень хороший показатель.
Постепенно увеличивается число туристов, приезжающих из бывших социалистических стран – основных рынков для Болгарии до переходного периода. Рекордным ростом характеризуются потоки из скандинавских и центрально-европейских стран. Одновременно с этим наблюдается тенденция восстановления количества туристов из Австрии, Турции, России и Украины. Ожидается, что этот процесс будет характерен и для 2003 года.
Спад турпотока из России, по оценкам наших операторов, составил 30-35%. Страна, разумеется, отступила перед введенным визовым режимом. Россияне привыкли выезжать в Болгарию "завтра", а тут надо ждать целую неделю. Значительно сократились чартерные программы в регионах. Там турфирмы долго колебались - ставить или не ставить самолеты на Болгарию, в результате часть регионов «взлетели» позже обычного, а часть не поднялись вовсе. И закончились их программы раньше обычного - уже к концу августа. Таким образом, в регионах "болгарский" сезон сократился практически на полтора месяца, что тоже, конечно, отразилось на статистике.
Между прочим, повлиял на снижение турпотока в Болгарию и демпинг, раздирающий российский рынок. Когда на Кипр или в Турцию предлагали поехать за $199, пусть даже за $300, болгарские цены вдруг оказались неожиданно высокими для россиян. Заметим, что сама Болгария не демпинговала, хотя в ситуации с введением виз именно ей надо было бы снижать цены. И если с трудом воспринимался россиянами 2-недельный отдых в отеле 3-4* с завтраком за $600-800, то уж $470-500 за отель 2* вызывал просто возмущение клиентов.
Однако российские операторы настроены оптимистично по отношению к этой стране. Они считает, что "Болгария вечна", и туда никогда не зарастет "народная тропа" из России. К визам все скоро привыкнут, другие направления долго демпинговать не смогут, да и болгарские курорты, рано или поздно, должны понять преимущества гибкой ценовой политики. Так что, россияне вернутся в Болгарию, и не исключено, что уже на следующий год турпоток возрастет на 10-15%.
РОССИЯ
Олег Теребенин
Visit Murmansk, владелец
«Мурманск – это не только северное сияние»Татьяна Антипина
«Покровск-Тур», руководитель
«В Саратове должен появиться достойный маршрут на космическую тему»Инна Столбова
«Стиф», директор
«Пандемия обеспечила Великому Новгороду большое количество вип-туристов»Ансар Даминов
«Шелковый путь», директор
«Многим интересно понять, почему Марий Эл называют последними язычниками Европы»Петр Берников
«Русский север», генеральный директор
«Русский север» показывает Карелию и Соловки во всем многообразииОльга Миронова
«Королевство путешествий», директор
«На «Демидовском маршруте» туристы видят, как льется металл – зрелище фантастическое!»Наталья Врублевская
«БусАвтоТрак», генеральный директор
Как и почему появился частный музей «Донская рыба»Наталия Судакова
«Судаков Тревел», исполнительный директор
«Таганрог не зря называют старшим братом Петербурга»Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»