Действительно ли отдыхать в России дороже, чем за границей?
Портал Hotels.com исследовал, во сколько обходится туристам Европы и Азии бронирование отелей у себя дома и за рубежом. Оказалось, что из 29 проанализированных стран жители 20, в том числе и России, платят за границей больше, чем внутри страны. Наши отели, согласно исследованию, обходятся россиянам в среднем на 386 рублей дешевле зарубежных – 4587 рублей против 4973 за номер. Вообще, по стоимости отелей Россия занимает лишь девятое место в рейтинге Hotels.com. Дороже всего за гостиницы при путешествиях внутри страны платят жители Швейцарии (5983 руб.), Сингапура (5780), Норвегии (5725), а также Австралии, Швеции и Дании. Столько же, сколько и россияне, тратят в среднем на отели в своей стране представители Южной Кореи и Гонконга.
На первый взгляд, эти данные противоречат широко распространенному мнению, что в России отдыхать дороже, чем за рубежом. Во всяком случае, проживание на курортах, как выяснилось, точно не дороже. То, что положение с внутренним туризмом не так безнадежно, как мы привыкли считать, подтверждают и показатели объема внутреннего потока в стране. По официальным данным, в 2012 году внутри страны россияне совершили более 33 млн. турпоездок, за рубеж – 15,3 млн. То есть примерно по 0,2 ездки по стране на каждого россиянина. При этом если внутри страны отдыхает почти 25% населения России, то за рубежом – не более 5%. Каждый пятый (20%) участник опроса ВЦИОМ по итогам 2012 года сообщил, что летом ездил на отдых по России. Этот показатель – один из самых высоких за последние восемь лет: в 2005 году объем турпотока не превышал 15%.
Радоваться этим цифрам мешает статистика других стран, сопоставимых с нами по размерам и численности населению стран. Например, в США население в 316 млн. человек совершило в 2012 году, по официальной статистике, более 1,6 млрд. внутренних турпоездок – по 5 поездок на человека. Объем внутреннего туризма в Китае с населением 1,4 млрд. человек составил 1,6 млрд. поездок, то есть менее поездки на жителя. Отставание от США понятно: слишком разный уровень платежеспособности у граждан наших стран. А вот в сравнении Китая с Россией получается, что объем внутреннего туризма в Поднебесной в пять раз выше нашего, хотя средняя зарплата у китайцев составляла в 2012 году $620, а это лишь 75% от средней зарплаты россиян. Покупательная способность китайской зарплаты также составляет лишь 80% российской. А это значит, что в Китае созданы условия для путешествий по стране даже для людей невысокого достатка. Но даже если не оглядываться на другие страны, есть стойкое ощущение, что объем внутреннего туризма в нашей стране не дотягивает до правильной планки. Так что же мешает расти внутреннему туризму в России? С этим вопросом мы обратились к профессионалам.
По словам генерального директора компании «Дельфин» Сергея Ромашкина, на российском черноморском побережье, главном курорте страны, сложилась хорошая конкурентная среда, которая позволяет отдыхать по разумным ценам. «Такой болезнью, как дороговизна отелей, мы сейчас точно не страдаем. В том же Сочи можно найти размещение от 300 рублей в сутки за номер. Хотя там же есть и цена 30 тыс. рублей, например, в отеле «Родина». Аналогичная ситуация в других городах-курортах. Нет проблем с питанием – можно позавтракать и за сто, и за тысячу рублей. А вот проезд сильно «кусается» для всех. Потребность в дешевой авиаперевозке действительно очень острая. Например, когда в Сочи летал лоукостер Sky Express, его самолеты заполнялись на 90%. У «Аэрофлота» билеты вдвое дороже и загрузка была не более 60%», – рассказал он.
На стоимость билетов как главное препятствие на пути к морю указывает и ведущий менеджер компании «Роза ветров» Татьяна Горячева. «Туры по России оказываются дороже зарубежных, прежде всего, из-за перевозки. Железная дорога до Сочи из Москвы обойдется 5,5 тыс. рублей в купе, 2 тыс. – в плацкарте, а ехать придется 1,5 суток. Перелет еще дороже – от 10 тыс. на человека. При нынешнем изобилии дешевых поездок в Турцию, Грецию, Испанию продавать Россию непросто», – посетовала она.
Сергей Ромашкин не видит пока перспектив для принципиального изменения ситуации с перевозкой: «Очевидно, что удешевление перевозки приведет к росту спроса. Но снижать цены, например, на перелет надо минимум на 30-40%, а никто из перевозчиков к этому не готов, для них это нерентабельно. Так что, думаю, ближайшее будущее – за автотуризмом».
Действительно, вот уже 4 года подряд на курортах Краснодарского края – настоящий автомобильный бум. Число прибытий туристов на собственных машинах в Анапе, например, растет ежегодно не менее чем на 30%. Все чаще туристы добираются на автомобилях и до Азовского моря. «Одна из основных жалоб туристов – на курортные парковки, вернее, их отсутствие. Многие отели свои парковки застроили и сейчас вынуждены срочно расчищать, так как нехватка мест колоссальная», – сказал Сергей Ромашкин. По статистике, более 90% турпоездок на Байкал совершается также на автомобилях местными жителями, живущими в радиусе
Генеральный директор компании «Виадук тур» Лариса Федорова полагает, что показатели внутреннего туризма не растут, потому что слишком мало пока делается для продвижения и развития познавательного туризма в стране. «Россия – страна не пляжного туризма. Черноморское побережье слишком мало, оно объективно не может вместить и десятой доли всех желающих. Поэтому россияне, устающие от долгой зимы, будут и дальше ездить в другие теплые страны, к другим морям. Принципиального прироста потока можно ждать только в познавательном туризме. В этом плане возможности России безграничны. Сейчас мы можем только мечтать о том, чтобы приблизиться к показателям внутреннего туризма советского времени, когда экскурсии по стране были очень популярны», – сказала она. Но и здесь все то же препятствие – цена на авиа– и железнодорожные билеты. «Один из наших востребованных туров – двухдневная поездка в Казань. Ее стоимость с размещением, экскурсиями и завтраками 5600 рублей. Плюс перевозка: плацкартный билет обойдется в 2 тыс. рублей, купе – 5600. При этом число плацкартных мест постоянно сокращается, а качество купейных – не улучшается», – заметила собеседница.
Как видим, такая поездка составляет 11 200 руб. – $340 или €254, а за эти деньги вполне можно найти горящий тур в теплую страну с перелетом. И даже экскурсионную поездку в Прагу на 6 дней с перелетом – были такие предложения за €280 в конце прошедшей недели.
Но вообще наши собеседники уверены, что надо снижать стоимость не только перевозки, но и отелей – за счет уменьшения налогового бремени, аренды земли или других мер. Несмотря на то, что качество российских отелей за последние годы значительно выросло, им, по-прежнему, непросто конкурировать с гостиничным сектором многих туристических стран, за плечами которых десятилетия развития туризма. Да и самим туристам трудно понять, почему в своих отелях они должны платить столько же, сколько и за рубежом. Не случайно, согласно исследованию Hotels.com, жителям лишь 9 стран из 29 проанализированных приходится платить у себя дома дороже, чем за границей. Для жителей Китая, наоборот, размещение в отечественном отеле обойдется на 2032 рубля дешевле, чем за рубежом, для индийцев – на 1628 рублей. У россиян же, повторим, разница между расходами на отели внутри страны и за ее пределами оказалась весьма незначительной – 386 рублей. При такой разнице и дорогой перевозке гораздо проще сделать выбор в пользу зарубежного курорта.
Светлана Ставцева, RATA-news
РОССИЯ
Олег Теребенин
Visit Murmansk, владелец
«Мурманск – это не только северное сияние»Татьяна Антипина
«Покровск-Тур», руководитель
«В Саратове должен появиться достойный маршрут на космическую тему»Инна Столбова
«Стиф», директор
«Пандемия обеспечила Великому Новгороду большое количество вип-туристов»Ансар Даминов
«Шелковый путь», директор
«Многим интересно понять, почему Марий Эл называют последними язычниками Европы»Петр Берников
«Русский север», генеральный директор
«Русский север» показывает Карелию и Соловки во всем многообразииОльга Миронова
«Королевство путешествий», директор
«На «Демидовском маршруте» туристы видят, как льется металл – зрелище фантастическое!»Наталья Врублевская
«БусАвтоТрак», генеральный директор
Как и почему появился частный музей «Донская рыба»Наталия Судакова
«Судаков Тревел», исполнительный директор
«Таганрог не зря называют старшим братом Петербурга»Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»