Пакс
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

Форум «Имена в истории России» показал, как использовать административный ресурс на благо туризма

В минувшие выходные в Пскове прошел туристический форум «Имена в истории России», организованный Советом регионов РСТ при поддержке министерства культуры РФ и администрации Псковской области. Участие приняли около 60 туроператоров из Владивостока, Волгограда, Екатеринбурга, Карачаевска, Липецка, Москвы и Московской области, Нижнего Новгорода, Новочеркасска, Петрозаводска, Рыбинска, Самары, Санкт-Петербурга, Саранска, Сочи, Тольятти, а также из Беларуси.

Три дня специалисты по внутреннему туризму обсуждали актуальные вопросы отрасли и представляли региональные турпродукты. Активное участие в деловой и в неофициальной программе приняли директор департамента туризма и региональной политики министерства культуры России Ольга Ярилова и ее заместитель Ольга Синенко. Г-жа Ярилова даже стала моделью для демонстрации средневековой одежды псковитянок.

В работе круглого стола «Взаимодействие турбизнеса и региональных органов исполнительной власти в сфере туризма» участвовали первый заместитель губернатора Псковской области Вера Емельянова и заместитель председателя комитета по культуре Псковской области Юлия Белобородова.

Круглый стол прошел в формате жаркой дискуссии бизнеса и власти. Руководитель Совета регионов РСТ Ольга Санаева предложила обеим сторонам назвать по десять факторов – если не сказать претензий, характеризующих отношения турбизнеса и чиновников.

В итоге получилась вот такая таблица.

Путем голосования по каждому пункту были выявлены взаимные претензии-победители. Вот они.

Этот «интерактив» стал хорошим заделом для последующих выступлений и бурных дебатов представителей бизнеса и власти.

Далеко не все присутствующие верили в возможность решения вопросов с помощью чиновников. Поэтому с интересом воспринимали опыт тех, кто находил другие пути решения задачи. Например, генеральный директор компании «Смарт Студия» Олеся Калачева из подмосковной Балашихи рассказала, как ей помогла местная Торгово-промышленная палата. Компания предлагает детям профориентационный туризм. Местные предприятия не пускали школьные группы на экскурсии, ссылаясь на технику безопасности и т.д. «Мы стучали в разные двери и в итоге обратились к председателю ТПП. Он собрал директоров предприятий и доходчиво все им объяснил. Сказал, что многие местные жители ездят на работу в Москву и платят там налоги. А если устраивать школьникам экскурсии на предприятия, интересно рассказывать о профессиях, то есть вероятность, что, став взрослыми, ребята пойдут работать на местные заводы и фабрики. И знаете – сработало, теперь мы водим группы на балашихинские предприятия», – пояснила она.

Впрочем, в Псковской области, судя по выступлениями представителей местного турбизнеса, взаимопонимание с властью как раз достигнуто. Светлана Баранова, директор псковской компании «Континент» и соорганизатор форума, рассказала, как привлекла к сотрудничеству региональный «Фонд гарантий и развития предпринимательства», работающий при поддержке госкомитета Псковской области по культуре. Благодаря этому компания получает стенд на местной выставке «Время отдыхать!», средства на печать каталогов и т.д. Также при поддержке областной власти туроператор сделал качественные карты города, которые бесплатно выкладывают в местных отелях.

По словам руководителя Центра содействия развитию туризма и спорта Карачаево-Черкесии Умара Айдинова, очень мешает отсутствие взаимодействия между региональными министерствами – культуры и туризма, курортов и молодежной политики. «Мы создали ТИЦ Карачаевска именно в качестве буфера между государством и частным бизнесом. Например, мы предложили календарь мероприятий с мая до конца летнего сезона, включая расписание еженедельных программ и крупных ежемесячных событий. Но не получили поддержки, отвечают нам формально», – заметил он. Ольга Санаева в этой связи добавила, что на кавказских горнолыжных курортах «душа не поет и не танцует», то есть у туристов-горнолыжников практически нет возможности познакомиться с уникальной национальной культурой Северного Кавказа. Умар Айдинов вообще считает, что на государственном уровне необходимо больше внимания уделять именно горам: «В России крайне мало пляжных территорий и чуть ли не 50% приходится на горную местность. А мы усилено продвигаем только Сочи и Крым».

Генеральный директор тольяттинской компании «Пилигрим» Анна Тукмачева обратила внимание на острую необходимость помощи в продвижении регионов. По ее мнению, это основная задача взаимодействия власти и турбизнеса. «Была бы поддержка, а у операторов всегда найдется, что предложить. Но если власть, вместо того, чтобы поддерживать бизнес, его подменяет, пытаясь создавать турпродукт, то это профнепригодность», – подчеркнула она. Коснулась г-жа Турмачева и темы безграмотности турбизнеса: «Вот тут представители власти утверждают, что мы не знаем нормативов. Но еще Салтыков-Щедрин сказал, что строгость российских законов смягчается необязательностью их исполнения. Ведь добрая половина нормативов такая, что лучше и не читать, чтобы не расстраиваться. Буду счастлива, если этот негативный тренд уже преодолен и мы пойдем дальше. Давайте вместе прописывать нормативы».

По мнению директора волгоградской компании «Круиз» Алексея Растегаева, большую проблему создает транспортная логистика и стоимость железнодорожного проезда. Например, из Волгограда в Брест – 18 тыс. рублей, через Москву выходит еще дороже. «Мы планируем провести совместные мероприятия в Бресте и Волгограде, ведь патриотическое воспитание молодежи крайне важно. А Волгоград вообще должны посетить все дети России. Но как нам дружить городами при такой высокой стоимости перевозки? Почему государство не дотирует детский туризм?», – спросил г-н Растегаев.

Директор самарской компании «Профцентр» Елена Мартыненко сообщила о проблемах, связанных с организацией железнодорожных маршрутов. Например, компании за свой счет приходится нанимать экскаватор для очистки от снега платформ, устанавливать на перронах лавочки и т.д. «При организации детских поездок очень мешает норматив, запрещающий вывозить детей по железной дороге дальше 200 км. Самарская область довольно большая, мы возим ребят из разных населенных пунктов, а расстояние, например, от Георгиевки до Сызрани – 215 км. Необходимо срочно менять нормативы по расстоянию», – сказала г-жа Мартыненко.

В процессе обмена мнениями поднимались темы нехватки гидов-переводчиков со знанием редких языков, угрозы введения «возрастного ценза» для туристических автобусов, проблемы региональной статистики и многие другие.

Ответное слово Ольги Яриловой показало, что представитель Минкульта делала у себя пометки на всем протяжении дискуссии – она прокомментировала почти каждое выступление. И предложила со следующего года проводить совместно с Советом регионов РСТ заседания Координационного совета по туризму при Минкульте, куда входят руководители региональных органов управления туризма – как раз для достижения взаимопонимания между властью и бизнесом.

И потребовала от бизнеса конкретики – того самого указанного в «таблице претензий» четко сформулированного запроса. Какова реальная потребность в переводчиках с редкими языками, с какими языками, сколько их не хватает и в каких регионах? Сколько туристических автобусов есть в каждом регионе и какова потребность?

Оценила презентации посвященных историческим личностям региональных туров, представленных на форуме в виде конкурса «Пять минут славы»: «Мне кажется, эти истории важны не только для турбизнеса, они должны стать достоянием России, если хотите. В этом году Минкульт распределял гранты на поддержку лучших проектов в сфере туризма. Если эта программа продолжится, мы сделаем все возможное, чтобы на следующий год министерство выделило грант для лучшего проекта по итогам этого конкурса».

И сообщила долгожданную новость: в этом году программа поддержки детского туризма состоится, на ее осуществление выделено порядка 250 млн рублей. Дети поедут по 12 маршрутам от Дальнего Востока до центра России.

И еще один круглый стол прошел в рамках форума. На нем обсуждалась практика привлечения турпотоков через имена известных личностей. Представители туркомпаний из разных городов рассказывали о людях, прославивших их регион, и турах, выстроенных вокруг исторических личностей.

Программа форума предполагала не только деловое общение, но и насыщенную экскурсионную часть, связанную с именем святой равноапостольной княгини Ольги. Об этом читайте в следующих номерах RATA-news.

 

Наталья Панферова, RATA-news

Фото автора