Россия – проснувшийся онлайн-гигант
В странах Восточной Европы доля туристических онлайн бронирований в 2011 году составляла всего 16%, однако уже через два года этот показатель достиг почти четверти рынка (23%). Туристический онлайн рынок Восточной Европы – один из наиболее динамичных, взрывных и, соответственно, перспективных. Драйвером всего региона в значительной степени выступает Россия. Об этом на конференции «Маркетинг авиатранспортных услуг-2013» рассказал аналитик ведущей в туристической отрасли исследовательской компании PhoCusWright Красси Шимонски.
Он представил первое большое исследование восточно-европейского онлайн-тревел рынка, проанализировав его сильные и слабые стороны, преимущества и проблемы. По данным PhoCusWright, объем тревел-бронирований в странах Восточной Европы в 2011 году составил $85,1 млрд., в 2013, как ожидается, достигнет $92,5 млрд., из них уже почти $21 млрд. сделаны в онлайне. Причем, в отличие от всего рынка, рост объема транзакций в онлайне выражается двузначными цифрами. Так, в 2011 году объем тревел-онлайн составлял всего 13,1% (+33% к 2010 году), в 2012 –16,7% (+27%), а в нынешнем – почти 21% (+26%). Российский рынок – самый крупный и активный в восточно-европейском регионе, отмечает PhoCusWright. Доля нашей страны на туристическом онлайн рынке Восточной Европы достигает 38%.
Первую скрипку по продажам на этом рынке Восточной Европы играют онлайн тревел агентства (ОТА), на втором месте – вебсайты авиакомпаний, на третьем – сайты отелей. Объемы онлайн продаж железнодорожных услуг, аренды автомобилей и с сайтов туроператоров очень незначительны. На продажу авиабилетов приходится до 90% всего рынка онлайн. Львиная доля принадлежит монополистам национальных рынков – «Аэрофлоту» в России (37%), Czech Airlines в Чехии (44%), Wizz Air в Румынии (32%). Среди самых популярных в Восточной Европе международных ресурсов для бронирования туристических услуг PhoCusWright назвала Booking.com. На втором месте – Expedia, на третьем – AnyWayAnyDay.com. Среди крупнейших российских компаний – Ozon.Travel, Agent.ru.
Самый популярный у россиян поисковик – Яндекс, на него приходится более 60% всего рынка. Google уступает, используется в тревел-сегменте, в основном, для поиска отелей и, как заметил представил PhoCusWright, упускает свою возможность, недостаточно охватывая информационное поле региона, потому что не считает рынок Восточной Европы приоритетным для себя. В России также чрезвычайно популярны порталы Scyscanner и Momondo.
Несмотря на резкий отрыв России от соседей по региону, в развитии онлайн бронирований она сталкивается с теми же проблемами, что и другие страны Восточной Европы – Украина, Польша, Венгрия, Эстония, Латвия, Литва, Румыния, Болгария, Греция и Чехия. В целом, рынок онлайна здесь переживает самую раннюю стадию развития. Весь регион, как сказал Красси Шимонски, характеризуется противоречивостью, разнонаправленными тенденциями. Здесь проживет более 40% населения всей Европы, но ВВП в 6 раз ниже, чем в Западной Европе. Развитие рыночной экономики сочетается с монополией, кризис не мешает росту, а высокий уровень спроса на туруслуги трудно объяснить такими же доходами населения.
В большинстве стран, как и в России, электронной коммерции доверяют слабо. Так что, несмотря на рост онлайн бронирований, остается очень высоким доверие к туроператорскому продукту. Люди предпочитают не рисковать, делая что-то в онлайне самостоятельно, а довериться профессионалам. Рынок крайне чувствителен к цене. Растет популярность социальных сетей, но и им в Восточной Европе и в России не очень доверяют. В отличие от США и Западной Европы, сети здесь почти не поддаются монетизированию, а используются в основном для PR и имиджевой рекламы.
Несмотря на имеющиеся проблемы, российский онлайн тревел-рынок обладает отличными перспективами. Во-первых, благодаря растущему проникновению интернета в стране: с 10% в 2011 году до 18% в 2013 году. Во-вторых, благодаря росту среднего класса. По данным PhoCusWright, в России не менее 15 млн. семей, или 27% населения, имеют ежегодный доход более $20 тыс. В-третьих, заметно активизировались инвесторы в эту сферу деятельности. В 2012 году они составили не менее $73 млн.
В исследовании PhoCusWright были задействованы крупнейшие игроки рынка Восточной Европы и России: Agent.ru, Amadeus IT Group SA, Amargo, Anywayanyday, Avis Budget Group, California Travel and Tourism Commission, Hotel Reservation Service (HRS), Marriott International, Nabortu.ru, Oktogo.ru, Ostrovok.ru, Ozon.Travel, Poezdka.ru, Pososhok.ru, Travelport, Travolver, V.I.P. Service.
Светлана Ставцева, RATA-news
РОССИЯ
Олег Теребенин
Visit Murmansk, владелец
«Мурманск – это не только северное сияние»Татьяна Антипина
«Покровск-Тур», руководитель
«В Саратове должен появиться достойный маршрут на космическую тему»Инна Столбова
«Стиф», директор
«Пандемия обеспечила Великому Новгороду большое количество вип-туристов»Ансар Даминов
«Шелковый путь», директор
«Многим интересно понять, почему Марий Эл называют последними язычниками Европы»Петр Берников
«Русский север», генеральный директор
«Русский север» показывает Карелию и Соловки во всем многообразииОльга Миронова
«Королевство путешествий», директор
«На «Демидовском маршруте» туристы видят, как льется металл – зрелище фантастическое!»Наталья Врублевская
«БусАвтоТрак», генеральный директор
Как и почему появился частный музей «Донская рыба»Наталия Судакова
«Судаков Тревел», исполнительный директор
«Таганрог не зря называют старшим братом Петербурга»Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»