Пакс
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

Почти треть европейцев задумывались о посещении России в ближайшие два года

Аналитический центр НАФИ провел исследование о привлекательности России как туристического направления для жителей Европы. Важность европейского рынка для нашей страны очевидна – европейцы территориально близки к нам, часто путешествуют, а также обладают высоким уровнем платежеспособности. Исследование было призвано выяснить долю заинтересованных в поездках в Россию и пути увеличения этого потока.

Онлайн-опрос проводился в 27 государствах Европы, включая расположенные на европейской территории страны постсоветского пространства. Список для проведения опроса был сформирован на основе рейтинга европейских государств с самыми высокими показателями выездного туризма. Вопросы задавались на 24 языках. Целевой аудиторией исследования стали жители Европы старше 18 лет. Было опрошено 2106 респондентов – не менее 100 респондентов в каждой региональной группе. Опросы проводились в конце 2019 года.

Более половины европейцев (63%) совершали туристические поездки за пределы своей страны за последний год. При этом жители стран Южной Европы и постсоветских европейских республик менее активны как туристы: посетить зарубежные страны за последние 12 месяцев получилось у 61% жителей Южной Европы и у 42% жителей постсоветских европейских стран.

Согласно данным Евростата, российское направление занимает 9 место среди стран-лидеров выездного турпотока Евросоюза. Причем среди европейцев, принявших участие в исследовании, большинство никогда не посещали Россию (71%).


Наибольшая доля совершивших турпоездку в Россию – среди жителей постсоветских стран (49%). Реже всех едут к нам южные и западные европейцы, территориально и культурно удаленные от нас (22%).

Важно, что 90% европейских туристов, побывавших в России, остались довольны поездкой. Среди основных негативных воспоминаний назывались неразвитая инфраструктура, а также неприветливость россиян в отношении иностранных туристов и отсутствие уверенности в безопасности поездки.


Действительно, в подтверждение слов туристов, по данным Федеральной службы государственной статистики, за период с 2012 по 2017 год эффективность использования туристической инфраструктуры в стране не выросла, а по отдельным показателям – снизилась. Главным фактором негативного влияния на этот показатель остается сезонность спроса. В развитии инфраструктуры наблюдается общее отставание: она не отвечает ожиданиям туристов, ориентированных на международный уровень сервиса. Значительный процент европейцев, побывавших в России, не удовлетворен местной инфраструктурой (около 30%). Это может способствовать дальнейшему поддержанию негативного образа России как туристического направления.

Интересно, что жители постсоветских стран Европы положительно оценивают российскую инфраструктуру чаще других (46%).

Согласно данным Евростата, европейцы совершают три четверти туристических поездок в пределах стран своего проживания, а их длительность в среднем составляет 1-3 дня. Лишь четверть всех путешествий приходится на зарубежные поездки, которые обычно длятся около 8 дней. Кроме того, европейцы предпочитают совершать большинство путешествий на машине или поезде. Поэтому Россия может оцениваться как направление, требующее больших временных затрат, что понижает ее туристическую привлекательность. При этом самый длительный перелет из европейских столиц в Москву длится 5 часов 35 минут, а время полета из столиц стран с наиболее активным в плане туризма населением составляет в среднем 2-3 часа. Это дает возможность для дальнейшего позиционирования России как страны, расположенной в близкой транспортной доступности от стран Европы.

По данным исследования, почти треть европейцев задумывается о посещении России в ближайшие пару лет. Правда, жители Западной Европы рассматривают Россию для отдыха реже, чем все остальные европейцы: только 22% из них готовы приехать к нам в ближайшие 1-2 года. Чаще всего поездки планируют жители наиболее близких нам территориально постсоветских (48%) и восточноевропейских стран (37%).


Из них можно выделить две целевые аудитории. Первая – европейцы старшего поколения из стран Северной Европы, которые чаще других путешествуют и обладают высоким уровнем дохода. Для повышения интереса этой группы европейцев требуются дополнительные условия комфорта и безопасности, а также сервисы сопровождения и помощи для людей с ограниченными в силу возраста возможностями.

Вторая – европейская молодежь. Люди 18-34 лет планируют поездку в Россию, потому что наша страна ассоциируется у них с рискованным и необычным туризмом. Однако они реже пожилых людей осуществляют такие поездки в реальности. Это может быть связано с финансовыми и временными затратами, которые ассоциируются с поездкой в Россию.

Те европейцы, которые не включают Россию в план поездок на ближайшее время, в первую очередь объясняют это тем, что почти ничего не знают о достопримечательностях нашей страны и ее туристической инфраструктуре в целом. Также европейцев удерживают от путешествия в Россию дороговизна, сложность визовых процедур и не самая высокая по сравнению с другими направлениями (куда можно съездить на выходные) транспортная доступность.

Другая серьезная проблема – стереотип, что в России не обойтись без знания русского языка, это особенно беспокоит жителей западных и северных европейских стран. Но туристы, имеющие опыт посещения России, в подавляющем большинстве остались этой поездкой довольны.

По мнению опрошенных европейцев, помимо стоимости и транспорта барьерами к посещению России также остается нехватка информации о ней как о туристическом направлении. Они считают, что имидж России среди жителей европейских стран создается скорее стихийно. Не существует единой скоординированной программы по повышению привлекательности российского региона для европейской целевой аудитории.