Никто не знает, как продвигать экологический туризм в России
В России растет спрос на экологический туризм, весьма популярный во всем мире вид отдыха, но на нашем рынке пока нет четкого понимания, как его продвигать. Туроператоры сталкиваются с трудностями, о которых шел разговор на круглом столе «Особенности формирования и продажи экологического продукта».
Генеральный директор московского «Центра экологических путешествий» Татьяна Калишевская рассказала, что проблемы возникают уже при работе с агентствами, желающими продавать экотуры. В качестве таковых, в основном, выступают туроператоры, готовые разнообразить ассортимент предложений. «Мы рады такому интересу, но сказать, что партнерство получается, пока не могу. Дело в том, что менеджеры этих компаний все знают об отелях, перевозке, трансфере, достопримечательностях, но ничего не могут ответить на вопросы о животных и птицах, особенностях флоры и фауны того или иного направления. В результате, после бесконечных уточнений у наших сотрудников, агентства понимают, что их трудозатраты на одного клиента больше, чем та прибыль, которую они могут получить с продажи, и просто передают этих туристов нам», – рассказывает Татьяна Калишевская. С ней соглашается менеджер компании «Дерсу Узала» Таисия Омешатова, подчеркивая, что операторы по экотурам организуют для своих агентов программы обучения и проводят тест-туры.
Описанная ситуация не удивляет пресс-секретаря Российского союза туриндустрии Ирину Тюрину. «Экологические туры – не «штампованный», а потому не агентский продукт. Во всем мире их напрямую продают специализированные фирмы, активно рекламируясь через интернет», – сказала она. «Клиенты действительно находят нас, в первую очередь, в интернете или приходят по рекомендации: «сарафанное радио» – один из основных источников появления новых людей. Очень велик процент возвратных клиентов, люди обращаются снова, приводят друзей и знакомых», – подтверждает Татьяна Калишевская.
Тем не менее, информации об экологическом туризме явно недостаточно. «Если набрать в поисковике слово «экологические туры» появятся ссылки на сайты двух компаний, остальные же ведут на учебные рефераты по этой теме. Туристы находят нас, в основном, по ключевым словам, которые имеют отношение к географии и биологии, например, по названиям редких птиц или заповедников», – говорит г-жа Калишевская.
В прошлом году клиентами «Центра экологических путешествий» стали около 1000 туристов. В то же время, только по стандартным программам центр мог бы отправить порядка 27 тысяч человек в год. Попытки продавать туры через агентства вызваны, в первую очередь, стремлением к распространению информации об этом виде отдыха.
Интерес к продаже экологических программ чаще проявляют турфирмы, предлагающие активный отдых или индивидуальные туры. Но экологический и активный туризм – разные продукты, хоть и имеющие немало общего. Экологический туризм нередко становится частью активных программ, если они соответствуют принципу «не навреди» в отношении с природой. И «Центр экологических путешествий», и «Дерсу Узала» проповедуют экотуризм с помощью краткосрочных туров выходного дня в ближайшие от Москвы заповедники. Значительная часть их клиентов – школьные группы.
Что касается формирования продукта, то у компаний нет проблем с составлением интересных маршрутов, способных заинтересовать и иностранцев, и россиян. «Представьте себе, мало кто знает, что в дельте Волги находится самая большая в мире территория, где растет лотосом, – рассказывает Таисия Омешатова. – Некоторые, когда это слышат, поверить не могут, что мы говорим о России». «Россия – самая богатая с точки зрения экологического туризма страна. А русский Север – это вообще сокровищница для любителей природы», – соглашается генеральный директор клуба «Живая природа» Олег Продан.
Уникальна и отечественная система природных заказников и заповедников. Это отличная база для создания экологических туристических продуктов. Правда, мешает нескоординированность в действиях заинтересованных организаций, отсутствие законодательной базы. По словам заместителя директора по экологическому просвещению и рекреации национального парка «Валдайский» Милены Братухиной, заповедники готовы создавать собственные программы и предоставлять гидов, но им необходима помощь специалистов по туризму. Турфирмы нужны еще и потому, что в заповедниках хотят видеть подготовленных туристов, а не толпы просто любопытствующих.
Самые же большие сложности, как водится, начинаются тогда, когда кто-то пытается заниматься наиболее тяжелым в России делом – строить и создавать. Не будем здесь вдаваться в подробности перечисленных г-ном Проданом проблем, с которыми он столкнулся при строительстве экоотеля «Летняя Золотица» в лесах Онежского полуострова, недалеко от Соловецкого архипелага – мы уже рассказывали об этом. Не меньше трудностей испытывает клуб «Живая природа» при организации экологических программ в Арктике, включающих наблюдение за бельками. С желающими Олег Продан готов поделиться опытом лично. «Самое обидное, что все это, в том числе транспортная составляющая, приводят к увеличению стоимости тура», – отмечает он.
Екатерина Сирина, RATA-news
РОССИЯ
Олег Теребенин
Visit Murmansk, владелец
«Мурманск – это не только северное сияние»Татьяна Антипина
«Покровск-Тур», руководитель
«В Саратове должен появиться достойный маршрут на космическую тему»Инна Столбова
«Стиф», директор
«Пандемия обеспечила Великому Новгороду большое количество вип-туристов»Ансар Даминов
«Шелковый путь», директор
«Многим интересно понять, почему Марий Эл называют последними язычниками Европы»Петр Берников
«Русский север», генеральный директор
«Русский север» показывает Карелию и Соловки во всем многообразииОльга Миронова
«Королевство путешествий», директор
«На «Демидовском маршруте» туристы видят, как льется металл – зрелище фантастическое!»Наталья Врублевская
«БусАвтоТрак», генеральный директор
Как и почему появился частный музей «Донская рыба»Наталия Судакова
«Судаков Тревел», исполнительный директор
«Таганрог не зря называют старшим братом Петербурга»Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»