Пакс
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

Не знаешь, на кого обижаться...

На безвизовых направлениях предновогодний спрос обычно делится на три этапа. Первый всплеск продаж приходится на конец октября – середину ноября, когда начинают хлопотать о своем отпуске самые предусмотрительные граждане. Потом, во второй половине ноября – начале декабря, наступает выжидательное затишье. Народ присматривается к неслабым новогодним ценам и прикидывает собственные возможности. Ближе к середине декабря, когда тянуть больше нельзя и надо принимать решение, может возникнуть еще один всплеск. А может и не возникнуть – зависит от этого самого решения.

Все вышесказанное не относится к визовым странам, тем более горнолыжным. Тут раздумывать некогда - надо брать, иначе либо хороших мест не достанется, либо визу не успеешь получить. Поэтому европейские горнолыжные туры на ближайшие недели уже практически раскуплены, глубина продаж достигает февраля.

Сейчас в состоянии «безвизового» спроса наступил второй этап, а публикуемая ниже статистика, основанная на данных информационной службы «Красный телефон», частично затронула и первый период. Что же мы видим?

Египет, как всегда зимой, - на высоте, но спрос меньше, чем в прошлом году. Что легко объяснимо: цены поднялись на 15-20%, а для экономичного Египта это существенно, да и погода там сейчас совсем не курортная.

Зато посмотрите, как нетипично для зимы выросла Турция. Видимо, многие поняли, что купаться можно и в бассейне, а пятизвездочного сервиса (работают-то сейчас только отели 5*) за весьма приемлемую цену где-нибудь еще найти трудно, и лететь недалеко, и анимация на русском языке. Кстати, рассказывают, что битком забиты и горнолыжные курорты Турции, все места в отелях распроданы на три месяца вперед.

Индия как скакнула в прошлом году благодаря курортам Гоа и Керала, так на этом уровне и осталась. Хотя к Новому году может и подрасти – если, конечно, у операторов что-то еще осталось. Таиланд на спрос не жалуется, несмотря на подорожание пакетов процентов на 12-15. Туры с прямым перелетом и на острова уже почти проданы. Остались только перелеты с посадкой и отдых в Паттайе, а звонки все идут.

Растет Прибалтика – в основном, Эстония и Латвия. Эстония особенно активно продвигает для россиян новогодние туры и хорошо их организует, о чем слух идет «по всей Руси». Кстати, пресловутый декабрьский всплеск на Прибалтику вполне вероятен – многие почему-то считают, что туда можно поехать в последнюю минуту.

Возрастающий спрос на Тунис – результат разрекламированной талассотерапии. Почти все обратившиеся в «Красный телефон» считают, что в этой стране зимой тепло, а если и нет, то, как и в Турции, можно купаться в бассейне. Упавший года три назад спрос на Финляндию так и пока не поднялся, хотя, судя по обращениям клиентов, в этом году может быть выше, чем в прошлом.

Стабильны ОАЭ, а к концу декабря спрос будет выше – если клиентов не остановит 20-30-процентное повышение стоимости отелей.

Отдельный разговор – Россия. Неплохо продаются «местные» горные лыжи, особенно на Южном Урале – Абзаково, Завьялиха. Магнитогорск. Чуть слабее - Домбай, Приэльбрусье, Красная Поляна. А вот уж где затишье, так это в Подмосковье. Первая волна осеннего спроса «смыла» дорогие пансионаты VIP-уровня, а остальные все ждут своего часа. Можно себе представить, «почем» Новый год в раскупленных базах, если «среднеценовой» пансионат просит не менее $300 с человека за тур с 31 декабря по 2 января, и хорошо еще, если в эту стоимость входит праздничный банкет, иначе приходится доплачивать 2-3 тыс. рублей. Есть в «средних» домах отдыха цены и покруче. Со скрипом идет Золотое кольцо, вплоть до того, что 3-4 турфирмы продают одну экскурсионную программу, иначе группы не набираются.

Подкачал в этом году даже Великий Устюг, который прошлыми зимами захлебывался от наплыва туристов. Судя по всему, первый интерес к проекту прошел, теперь для привлечения посетителей понадобится соответствующая инфраструктура, чем родина Деда Мороза пока похвастаться не может: прямой дороги нет, условий для проживания нет. Конечно, из ближайших областей можно организовывать однодневные туры, но буквально в конце прошлой недели Великий Устюг поднял цены на эти поездки практически в два раза - с 580 до 980 руб. Недешевы и поездки к Деду Морозу из Москвы: турпакет стоит порядка 7 тыс. руб. плюс 300-400 руб. за пакет развлечений в Вотчине Деда Мороза, причем обязательный, иначе в Вотчину не войдешь.

Разумеется, главная причина российских неудач – соотношение цены и качества турпродукта, и это уже притча во языцех. Но есть и другие. Операторы вынуждены констатировать, что многие клиенты покупают путевки в пансионаты Подмосковья и средней полосы России, минуя турфирмы - либо непосредственно на базах, либо через интернет. И, что самое обидное, в погоне за новогодним налом пансионаты дают таким клиентам серьезные скидки, особенно если едет целая компания туристов. Да, видимо, до цивилизованного бизнеса нам все-таки далеко.

И еще одна причина низкого спроса на отдых в России: это, вы не поверите, плохие дороги. Во всяком случае, в разговорах с менеджерами турфирм клиенты при выборе тура в последнее время нередко ссылаются на многочисленные сообщения о дорожно-транспортных происшествиях на российских трассах, да еще с человеческими жертвами. И тут даже не знаешь, на кого обижаться…

  • Еще материалы этой рубрики