Спрос перемещается на октябрь-ноябрь
Продолжая разговор о подготовке к московскому международному Лыжному салону, который пройдет в «Гостином дворе» 31 октября – 2 ноября 2002 г., нельзя не сказать несколько слов о состоянии этого сектора рынка.
Бурное развитие выездного горнолыжного туризма началось в России около 9 лет назад. За это время он превратился в массовый и стабильный вид отдыха россиян с годовым оборотом около $100 млн. Первые предложения по поездкам в горы касались, прежде всего, Кавказа, затем Болгарии, Югославии, Словакии и Румынии. В 1993 году впервые появились предложения по продаже туров в Западную Европу, в частности, в Альпы. Сегодня самые заметные потоки горнолыжников идут в 14 стран.
По данным информационной службы по туризму «Красный телефон», основной период спроса на горные лыжи – октябрь - март. Однако в этом году определенная активность стала проявляться уже в конце августа и сентябре. Это связано, прежде всего, с тем, что в некоторых наиболее популярных горнолыжных курортах Австрии и Франции отдельные не очень дорогие, но удобные отели, апартаменты и шале раскупаются достаточно активно, поэтому бронировать их надо заблаговременно. В этом смысле российские туристы постепенно подтягиваются к общеевропейским стандартам.
Наиболее популярными странами для наших горнолыжников являются Австрия, Франция, Италия, Швейцария, Андорра, а также Болгария, Турция, Словакия. В последнее время стали чаще спрашивать Словению. Стал проявляться интерес к горнолыжным курортам Испании. Кроме того, некоторые операторы активно продвигают Польшу, которая, возможно, станет горнолыжным открытием нынешнего зимнего сезона.
По такому горнолыжному направлению как Франция отмечается тенденция на уменьшение цен. Например, организатор Лыжного салона компания "Эрцог» в этом сезоне предлагает полный пакет, включая ski-pass, за $500. По Франции будет предложен перелет через Лион, а также более демократичный – в Гренобль. Среди туроператоров в последнее время отмечается тенденция к консолидации, особенно по Франции и Австрии. Происходит координация программ, объемов запрашиваемых блоков, что ведет к уменьшению финансовых рисков. К сожалению, объединению туроператоров в какой-то степени противостоят авиаброкеры и авиакомпании, навязывающие свою политику, направленную на увеличение количества выкупаемых бортов.
Отметим некоторые тенденции последних лет. Постепенно расширяется спрос на дорогие курорты Швейцарии, Франции, Австрии, а также растет число желающих совмещать занятия горнолыжным спортом с удобствами отдыха и проживания (наличие дополнительных развлечений, бассейны, расположения отелей в непосредственной близости от склонов, катание на лошадях, коньках и др.).
Среди недорогих направлений можно отметить вновь появившийся спрос на курорты Словакии, который упал сразу после введения виз, почти вдвое увеличившийся спрос на Андорру (хороший сервис при весьма приемлемых ценах), возросший интерес к Турции (безвизовая страна и развитая система “все включено”).
Туроператоры отмечают еще одно интересное явление: все больше россиян начинают склоняться к мысли, что зимой надо ехать в снег, а не под пальмы. Появились любители зимнего отдыха, которые отправляются в горы, чтобы подышать чистым воздухом, насладиться прекрасными пейзажами, просто покататься на беговых лыжах, санках.
Сравнительный спрос по горнолыжным турам представлен в таблице на основании статистики обращений в “Красный телефон” по московскому региону (цифры обозначают процент от общего числа звонков в справочную службу).
1999 | 2000 | 2001 | 2002 | |
Октябрь | 2.0 | 2.4 | 2.6 | |
Ноябрь | 4.4 | 4.7 | 5.1 |
РОССИЯ
Олег Теребенин
Visit Murmansk, владелец
«Мурманск – это не только северное сияние»Татьяна Антипина
«Покровск-Тур», руководитель
«В Саратове должен появиться достойный маршрут на космическую тему»Инна Столбова
«Стиф», директор
«Пандемия обеспечила Великому Новгороду большое количество вип-туристов»Ансар Даминов
«Шелковый путь», директор
«Многим интересно понять, почему Марий Эл называют последними язычниками Европы»Петр Берников
«Русский север», генеральный директор
«Русский север» показывает Карелию и Соловки во всем многообразииОльга Миронова
«Королевство путешествий», директор
«На «Демидовском маршруте» туристы видят, как льется металл – зрелище фантастическое!»Наталья Врублевская
«БусАвтоТрак», генеральный директор
Как и почему появился частный музей «Донская рыба»Наталия Судакова
«Судаков Тревел», исполнительный директор
«Таганрог не зря называют старшим братом Петербурга»Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»