Пакс
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

Россияне стали меньше одеваться, путешествовать и есть в ресторанах

Потребительский спрос в России перемещается на товары ежедневного потребления и продукты питания, а динамика покупок промтоваров, сервисов и услуг замедляется. Потребительская активность в нашей стране также в целом снижается. Об этом свидетельствуют данные индекса деловой и потребительской активности Tinkoff CoronaIndex.

Так, например, если в начале октября индекс колебался в пределах 6,6-6,9 баллов, то на неделе 26 октября-1 ноября он снизился на 0,2 пункта до 5,8 балла. Среди регионов лидерами падения стали Чукотский АО (-0,9 балла), Магаданская (-0,6) и Амурская (-0,5) области. Лучше всего по показателю индекса себя чувствует республика Дагестан (9,2 балла), хуже всего – Чукотка (4,2 балла). В Москве Tinkoff CoronaIndex по итогам недели составил 5 баллов.

Самое серьезное падение наблюдается в секторах одежды и обуви и турагентствах (-10%), а также у кафе и ресторанов (-3%). На 3% снизился спрос на услуги общественного транспорта, автоуслуги упали на 4%. Снизилось количество покупок железнодорожных билетов (-4% за неделю и -44% в годовом выражении).

В лидерах роста оказались категории развлечения (+11%) и образование (+9%). Но этот рост не смог «отыграть» потери предыдущих недель, когда затраты россиян стали медленно снижаться.

Затраты потребителей в супермаркетах, салонах красоты, на фастфуд остались практически на уровне прошлой недели.

Общий характер затрат говорит о том, что потребители распределяют расходы в пользу товаров первой необходимости, а «необязательные» покупки откладывают на потом.

Индекс потребительской активности в Москве ниже, чем в среднем по стране и составил на 1 ноября 5 баллов. Этот показатель снижается в столице быстрее, чем в регионах. На 3% за неделю снизились затраты москвичей на посещение кафе и ресторанов. Падение в этой категории началось в начале октября. После открытия ресторанов летом гости чаще выбирали заведения с террасами, а с наступлением холодов часть посетителей переместилась в залы, но говорить о количестве гостей сравнимом с 2019 годом не приходится (-25% г./г.).

Многие москвичи опасаются закрытых помещений и скопления людей. В то же время, фастфуд, который продолжает уверенный рост с начала июня, практически вернулся к довирусным показателям. Рестораны этого сегмента восстановили объем оборота первыми.

За неделю количество покупок одежды и обуви снизилось на 12%, на 15% меньше москвичи потратили на услуги турагентств и на 2% – в отелях, покупки железнодорожных билетов упали на 10%.

Не менее серьезно снизился спрос в столице на спортивные товары (-10%), товары для дома и ремонта (-6%), общественный транспорт (-2%) и топливо (-4%).

В расходах москвичей на прошедшей неделе прослеживается та же тенденция, что и по стране в целом – люди продолжают совершать обязательные ежедневные покупки, сокращая при этом траты, которые можно отнести к категории «необязательных».

Лидеры среди регионов по падению индекса за неделю 26 октября-1 ноября: Чукотский АО (4,2 балла) – 0,9; Магаданская область (5,1) – 0,6; Амурская область (6,2) – 0,5; Тульская область (6,2) – 0,5; Еврейская АО (7,4) – 0,5.

Топ регионов с самым высоким значением индекса: Дагестан – 9,2; Тыва – 8,6; Чечня – 8,4; Калмыкия – 8,1; Карачаево-Черкесия – 8,0.

Регионы с минимальным уровнем потребительской активности (по значению индекса): Чукотский АО – 4,2; Ямало-Ненецкий АО – 4,7; Москва – 5,0; Магаданская область – 5,1; Московская область – 5,3; Ненецкий АО – 5,3.