«Период неопределенности и несбывшихся надежд»
«Период неопределенности и несбывшихся надежд» – так описывает предстоящий высокий сезон одна из участниц исследования СберПро Медиа, СберАналитики и Российского союза туриндустрии (РСТ).
Какие варианты отдыха рассматривают россияне, куда планируют отправиться в высокий сезон, восстановления авиасообщения с какими странами ждут больше всего? И какие тренды проявятся в туристической отрасли в 2021 году?
Опрос СберПро Медиа среди членов РСТ показал, что 38,9% компаний ещё не достигли допандемийной выручки, но отмечают позитивную динамику. Треть не восстановила финансовые показатели и едва держится на плаву. Восстановить докризисные показатели или удержать их удалось около 14% туристических компаний. При этом выручка 5,6% респондентов превысила показатели 2019 года.
Ответы на вопрос, восстановилась ли компания после пандемии, показали, что у 5,6% респондентов выручка превысила показатели 2019 года. У 11% она вернулась к допандемийным показателям. Почти 39% компаний пока не преодолели кризис, но ситуация улучшается. И 33% сообщили, что с трудом держатся на плаву.
Среди факторов, которые стимулируют развитие отрасли, многие респонденты называли участие государства. «Это регулятор, который, с одной стороны, заботится о безопасности граждан и не хочет допустить распространения коронавирусной инфекции, а с другой заинтересован в ограничении выезда за рубеж, чтобы направить туристов на свои курорты», – рассуждает Юрий Ящук, генеральный директор санаторно-курортного агрегатора «Курорт-Экспресс» и экскурсионного маркетплейса «Гид-эксперт».
Также участники исследования считают, что рост отрасли невозможен без развития инфраструктуры. «Туризм не является драйвером экономики: он может получить развитие, когда экономика регионов в хорошем состоянии, для дальнейшего развития ей требуется, чтобы происходило восстановление трудовых ресурсов. Туризм будет держаться только за счёт высокодоходных групп населения, их многократных поездок, а остальные будут восстанавливать свои силы и здоровье на дачах», – отмечает Акоп Сарян, ведущий научный сотрудник Сочинского научно-исследовательского центра РАН. С ним соглашается Любовь Кравченко, генеральный директор компании «Кругозор Экспо Трэвл»: «Должны появиться новые маршруты, программы, экскурсии. Это необходимо, но напрямую зависит от развития инфраструктуры. Нужны хорошие автомобильные дороги, дешевые внутренние авиарейсы, комфортное и быстрое железнодорожное сообщение».
Какие российские города туроператоры считают самыми популярными для отдыха с мая по сентябрь 2021 года?
Прежде всего туристы тянутся к морю: Сочи отметили 80,6% респондентов, такой же процент суммарно получили другие курортные направления Черноморского побережья.
Едут в столицы: Санкт-Петербург выделили 47,2% респондентов, Москву – 22,2%.
Среди других популярных городов в лидеры с большим отрывом выбились Калининград (19,4%) и Казань (14%). Также респонденты упоминали города Дальнего Востока, Карелии и Алтая.
Несмотря на пандемию, 7% россиян хотят провести отпуск за границей. Опрос представителей туриндустрии проводился до того, как стало известно об ограничении авиасообщения с Турцией. Популярность этой страны у россиян отметили 83,3% респондентов. На втором месте по востребованности ОАЭ (27,8%), на третьем – Кипр (19,4%). Также в топе оказались Мальдивы (16,7%) и Египет (11,1%).
Среди стран, границы которых пока не открыты для россиян, но куда туристы стремятся попасть, оказались: Италия (треть респондентов), Испания (27,8%), Греция (16,7%), Таиланд (13,9%), Чехия (11,1%).
Что касается будущего туристической отрасли в России, то, например, Юрий Ящук предполагает, что ее ждет значительное сокращение количества игроков и изменение стратегии у выживших участников бизнеса. «Все будут бороться за прямой выход на клиента. Крупные игроки будут выстраивать свои экосистемы», – отмечает предприниматель.
В целом среди трендов высокого сезона 2021 года представители турбизнеса отмечают развитие внутреннего туризма (27,8%), а также рост цен (19,4%).
Причём 8% предпринимателей считают, что этот сезон окажется для них особенно успешным, а также ожидают развития новых для их бизнеса направлений и форматов со ставкой на яркий эмоциональный опыт: природоориентированные и паломнические туры, повышение интереса к регионам, на которые туристы раньше не обращали внимания.
Например, респонденты упоминали, что россияне будут делать ставку на поездки в соседние регионы, экологичность, цифровой детокс, единение с природой, эксклюзивность и сельский туризм. Появится больше уникальных авторских путешествий, больше изюминок-сюрпризов внутри самих туров. Термин экономика впечатлений станет неотъемлемой частью программ.
РОССИЯ
Олег Теребенин
Visit Murmansk, владелец
«Мурманск – это не только северное сияние»Татьяна Антипина
«Покровск-Тур», руководитель
«В Саратове должен появиться достойный маршрут на космическую тему»Инна Столбова
«Стиф», директор
«Пандемия обеспечила Великому Новгороду большое количество вип-туристов»Ансар Даминов
«Шелковый путь», директор
«Многим интересно понять, почему Марий Эл называют последними язычниками Европы»Петр Берников
«Русский север», генеральный директор
«Русский север» показывает Карелию и Соловки во всем многообразииОльга Миронова
«Королевство путешествий», директор
«На «Демидовском маршруте» туристы видят, как льется металл – зрелище фантастическое!»Наталья Врублевская
«БусАвтоТрак», генеральный директор
Как и почему появился частный музей «Донская рыба»Наталия Судакова
«Судаков Тревел», исполнительный директор
«Таганрог не зря называют старшим братом Петербурга»Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»