Пакс
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

Что дает турбизнесу снятие ограничений на сухопутное пересечение российской границы

Оперативный штаб принял решение об отмене с 15 июля 2022 года эпидемически обусловленных временных ограничений на сухопутное пересечение государственной границы России. Они были установлены распоряжениями правительства от 16 марта 2020 года №635-р и от 27 марта 2020 года №763-р. Постановление о снятии ограничений пока не опубликовано.

Ограничения на въезд в Россию иностранных граждан через воздушные и морские пункты пропуска были отменены с 14 июня, но на въезд наземными видами транспорта продолжали действовать. Теперь въехать в Россию и выехать можно не только в учебных, гуманитарных или родственных целях, но и в туристических. При этом требования о предоставлении результатов ПЦР-тестирования сохраняются.

Прежде всего, это решение облегчит поездки в соседние страны. Россиянам можно будет без специальных обоснований выезжать наземным путем в Эстонию, Латвию, Литву и Финляндию – эти страны открыты для туристов. Финляндия 30 июня тоже сняла ковидные ограничения. Теперь при пересечении границы туристам, в том числе и из России, не нужны ни сертификаты о вакцинации, ни тесты на коронавирус.

Российский турбизнес приветствует послабления. По словам главы комитета РСТ по международному сотрудничеству, директора компании «Свой ТС» Сергея Войтовича, принятое решение – несомненный прогресс, так как и по личным делам, и по бизнесу людям при ограниченном авиасообщении и высоких ценах на билеты было очень трудно приезжать в Россию.

«Большинство иностранцев может добраться в Россию сейчас только с пересадками, такой перелет обходится минимум в тысячу евро. Теперь из США, Канады, Европы можно будет ехать через Финляндию, в том числе лоукостерами, а это в несколько раз дешевле. Например, из Европы в Хельсинки билет стоит 100-150 евро. Плюс еще трансфер из Хельсинки в Санкт-Петербург стоимостью не более 50 евро», – пояснил он.

По словам г-на Войтовича, и после снятия ограничений основной поток в обе стороны составят бизнесмены. Туристов будет немного, по крайней мере, на первых порах. Но даже деловой поток даст возможность турфирмам заработать. Если раньше иностранцы всё бронировали через Booking и другие международные системы, то сейчас будут вынуждены обращаться в российские турфирмы. «Аналогично с визами, тем более что для получения нужна страховка, а западные компании для поездок в Россию их не дают», – пояснил он RATA-news.

Но для въездного туризма эта мера принципиального значения не имеет. «Пока открылась только «форточка». Чтобы открыть хотя бы «калитку», нужно задействовать электронные визы и сделать более эффективными пункты перехода на российской стороне финской границы, это позволило бы без очередей пересекать ее большому количеству людей. Пока никто в этом году не будет ставить массовые объемы через эту границу», – заметил Сергей Войтович.

Директор калининградской компании «Анюта» Алтынбек Кожахметов указал на половинчатость принятых решений по въезду в Россию. «Очень странно, что с открытием сухопутного въезда осталось требование ПЦР-теста. Это мина замедленного действия, особенно на фоне того бурного роста туризма в Западной Европе, отмене ими всех ограничений, в том числе ПЦР, огромной конкуренции между странами за туристов. Требование ПЦР-теста однозначно создает порог на въезде. При этом так и не разморожены электронные визы, которые помогли бы стимулировать турпоток в Россию», – сказал эксперт.

По его словам, на выходе из пандемии, когда страны пытаются наверстать упущенное в развитии туризма, надо принимать интересные, беспрецедентные решения. Оставлять такие существенные ограничения просто недальновидно. «Понятно, что этот год для въездного туризма потерян, но есть отложенный спрос, и мы могли бы уже сейчас предложить своим западным партнерам какой-то продукт на будущие заезды. Но с ПЦР-тестами и отсутствием электронных виз делать это очень трудно. Причем, это требование будет сдерживать спрос не только в Европе, но и в Азии, Латинской Америке», – заметил г-н Кожахметов.

Он уверен, что есть серьезный отложенный спрос и на сухопутный выезд из России. «Когда немецкое консульство объявило в Калининграде о начале приема заявлений на визу, желающих было достаточно. У нас в компании также появились запросы. Люди готовы путешествовать в Европу, несмотря ни на что, – рассказал он. – Но для Калининградской области остается открытым или, вернее, проблематичным выезд в Польшу – уже по политическим причинам».

«С того момента, как Финляндия начала встречное движение, мы, конечно, присматриваемся к этой стране, – говорит директор по продажам компании «Туртранс-Вояж» Роман Руденко. – Решения нашего правительства тоже дают пищу для новых идей. Направление интересное, перспективное для автобусного и комбинированного туризма». С середины июля, по его словам, может увеличиться и поток индивидуальных туристов через Финляндию и Эстонию в Европу.

Однако есть и риски, которые связаны, прежде всего, с выдачей виз. Как говорит г-н Руденко, штаты консульств были сокращены еще в ковидные времена, потом из-за политических событий, и если вдруг пойдет стабильный спрос, непонятно, как все сработает. Есть также неподтвержденная пока информация, что паромные компании не будут работать с российскими туроператорами. Не стоит забывать и о проблемах с российскими банковскими картами. К тому же послабления для выезда приняты практически в середине высокого сезона, когда большинство людей уже определилось с направлением отдыха. Так что с формированием туров в Финляндию и Прибалтику в «Туртранс-Вояже» пока не торопятся.

«Мы также пока туров не формируем, предпочитаем дождаться официального постановления правительства, отменяющего действующие ограничения, – говорит Алтынбек Кожахметов. – Надеемся, что туристы вернутся к автобусным турам в Европу, есть отложенный спрос. Но, думаю, сначала это будут самостоятельные туристы, а организованные группы появятся позже».

Светлана Ставцева, RATA-news