Может ли турбизнес превратить вызовы в возможности
Нынешняя ситуация сложная, однако работа в туризме всегда была сопряжена с риском. «Мы прошли через банкротства крупнейших операторов, авиакомпаний, пандемию и научились не опускать руки, а идти вперед», – сказал заместитель генерального директора компании Fun&Sun Александр Сирченко, выступая на заседании комиссии по гостиничному бизнесу и туризму Ассоциации менеджеров.
По его словам, именно в кризис, во время пандемии, внутренний туризм получил уникальный шанс для развития. Благодаря поддержке со стороны правительства, многие компании в условиях закрытых внешних рынков смогли переориентироваться на туры по России. «Меры поддержки были подготовлены в плотном взаимодействии власти и профессионалов турбизнеса, поэтому оказались эффективными. Кэшбэк, гранты, поддержка инвесторов – все эти механизмы были и прежде, но не задействовались. Кризис подтолкнул рынок. Надеемся, что все они будут применяться и дальше», – заметил г-н Сирченко.
И именно в кризисном 2020 Fun&Sun поставил свои первые чартеры по России. Сейчас туроператор предлагает их уже по 20 направлениям. Правда, пока компания отправила не так много туристов, как хотелось. Но, по мнению эксперта, эти чартерные программы – своего рода тренажер, который позволяет отработать механизмы взаимодействия с региональными властями, внедрить стандарты крупных туроператоров, подтянуть федеральные власти к продвижению регионов.
«Никто не ждал очередного кризиса, но те туроператоры, которые готовы были и смогли диверсифицировать свой бизнес, продолжают работать. У нас в этой ситуации было некоторое преимущество, так как еще в 2018 году мы заключили договоры о сотрудничестве с 50 регионами. И в кризис смогли их активизировать. Не везде одинаково успешно, но некоторые результаты оказались даже выше ожиданий», – сказал Александр Сирченко.
В кризис минусы нередко оборачиваются неожиданными плюсами. Так, с началом спецоперации на Украине турбизнес потерял подавляющую часть зарубежных перевозчиков и возможность российских авиакомпаний летать за рубеж. Но это значит, что все наши перевозчики остались в России и, в отличие от прежних лет, обратили пристальное внимание на внутренний рынок. «Впервые не мы, туроператоры, ищем их внимания, а они, – говорит эксперт. – Поэтому мы смогли некоторые чартерные программы заменить на блочные регулярные. Это актуально для некоторых регионов, где недостаточно инфраструктуры для одновременного прибытия чартером 300 туристов».
Александр Сирченко полагает, что в нынешней ситуации важно, чтобы правительство поддержало субсидиями не только чартерные программы туроператоров, но и блоки мест на регулярной перевозке. Это позволило бы расширять ассортимент доступных туров по России за счет включения новых регионов. Также мера будет способствовать увеличению продолжительности туристического сезона – например, в начале лета или осенью, когда имеющийся турпоток не позволяет обеспечить полную загрузку чартера.
Развивать новые рынки намерены также на Красной Поляне. Как рассказала директор по стратегическому развитию курорта Ольга Филипенкова, число туристов из Европы и Ближнего Востока сократилось в этом году почти до нуля в сравнении с 2019 годом, когда за летний сезон отдохнуло 400 тыс. иностранных гостей.
«Зато выросло число путешественников из стран СНГ. Чаще всего приезжают обеспеченные туристы из Узбекистана и Казахстана, которые в основном бронируют номера в пятизвездочных отелях. Мы рассчитываем, что эта тенденция получит рост», – сказала эксперт.
В этих условиях на курорте делают ставку на развитие медицинского и гастрономического туризма. Планируемые инвестиции в соответствующую инфраструктуру превышают миллиард рублей.
«За последние два года при выборе направления отдыха медицина занимает стабильно второе место. Сейчас на Красной Поляне создана некоторая медицинская инфраструктура, есть несколько интересных оздоровительных программ. В следующем году откроется большая клиника», – рассказала г-жа Филипенкова.
Всего на зимний сезон на курорте забронировано порядка 10-15% мест, Новый год – на 45%. «Аннуляций на Новый год пока нет, до него еще достаточно далеко и ситуация может измениться в лучшую сторону», – заметила она.
Светлана Ставцева, RATA-news
РОССИЯ
Олег Теребенин
Visit Murmansk, владелец
«Мурманск – это не только северное сияние»Татьяна Антипина
«Покровск-Тур», руководитель
«В Саратове должен появиться достойный маршрут на космическую тему»Инна Столбова
«Стиф», директор
«Пандемия обеспечила Великому Новгороду большое количество вип-туристов»Ансар Даминов
«Шелковый путь», директор
«Многим интересно понять, почему Марий Эл называют последними язычниками Европы»Петр Берников
«Русский север», генеральный директор
«Русский север» показывает Карелию и Соловки во всем многообразииОльга Миронова
«Королевство путешествий», директор
«На «Демидовском маршруте» туристы видят, как льется металл – зрелище фантастическое!»Наталья Врублевская
«БусАвтоТрак», генеральный директор
Как и почему появился частный музей «Донская рыба»Наталия Судакова
«Судаков Тревел», исполнительный директор
«Таганрог не зря называют старшим братом Петербурга»Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»