Пакс
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

Морской вокзал в Питере ждет денег

4 мая состоялся один из первых конкурсов в рамках проекта строительства в Северной столице морского пассажирского терминала стоимостью порядка $1 млрд.

Идея строительства морского пассажирского терминала возникла у руководства морского порта Санкт-Петербург еще в 2002 г. В начале 2004 г. городскими властями было принято решение начать работы по строительству комплекса за счет расширения территории Васильевского острова – для строительства порта на западе острова необходимо намыть порядка 140 га. Кроме того, по предложению Комитета по градостроительству и архитектуре Петербурга будет образована дополнительная территория вокруг порта – в результате общая территория намыва составит 450 га. В прошлом году для реализации проекта было создано ООО «Морской фасад Санкт-Петербурга», которое и подготовило технико-экономическое обоснование (ТЭО) проекта. В конце апреля функции единоличного исполнительного органа компании были переданы ООО «Управляющая компания «Морской фасад». Проектом дополнительного намыва занимается ООО «Проектно-строительное агентство «Перспектива». Предполагается, что морской пассажирский терминал будет включать 7 причалов и сможет принимать пассажирские суда длиной более 200 м. В начале этой недели правительство РФ приняло решение о начале постройки нового порта в 2005 г. Строительство первого пускового комплекса нового терминала планируется завершить к 2008 г., а полный объем работ – к 2009 г.

И если до недавнего времени события вокруг строительства этого порта развивались достаточно тихо, то сейчас о новом терминале говорится все больше.

4 мая, напомним, состоялся открытый конкурс «На определение победителя по образованию территории к западу от побережья Васильевского острова Санкт-Петербурга». Как сообщил ИАА SeaNews источник, близкий к «Морскому фасаду», победителем конкурса стало ООО «Балтийская дноуглубительная компания». Предполагается, что компания будет производить первую очередь работы по намыву территории в объеме 10 млн. куб. м.

11 мая состоится конкурс по выбору подрядной организации на проведение работ по объекту «Морской пассажирский терминал на Васильевском острове. Строительство и реконструкция подходных путей и акватории. Дноуглубительные работы». Конкурс был объявлен ФГУП «Росморпорт», однако узнать о том, какие компании подали в итоге заявки на участие, в этом ведомстве RBC daily не удалось. Кроме того, Министерству транспорта РФ поручено до 17 мая внести согласованные предложения по сроку окончания строительства и объему необходимых капиталовложений. В течение двух месяцев ведомство должно сформировать предложения о закреплении имущественных прав инвесторов на создаваемые объекты морского пассажирского терминала.

То, что строительству нового терминала придается большое значение, неудивительно. До сих пор в России нет ни одного современного морского пассажирского вокзала. По словам губернатора Санкт-Петербурга Валентины Матвиенко, в Петербурге очень большой спрос на заход крупных пассажирских судов, однако у города нет возможности их принимать. Пропускные способности существующего морского вокзала в Санкт-Петербурге недостаточны, и к нему не могут подходить большие морские пассажирские суда и автопассажирские паромы, в связи с чем им приходится швартоваться в грузовом порту либо у причальных стенок на Неве. «Для нас строительство морского пассажирского вокзала – наиважнейший проект, так как мы реализуем концепцию развития Петербурга как туристического центра. Важнейшей составляющей становится морской туризм, который становится все более популярным во всем мире», – отметила губернатор.

Однако не исключено, что строительство уникального порта затянется по сравнению с анонсируемыми сроками. Главная проблема здесь – финансирование проекта. «Согласно ТЭО проекта, стоимость создания морского пассажирского терминала (под которым подразумеваются строительство гидротехнических сооружений) составляет $441 млн., – сказали RBC daily в ООО «Управляющая компания «Морской фасад». – Из федерального бюджета должно быть выделено $138 млн.». У Минтранса, который учитывает и освоение близлежащих территорий, другие оценки. «Общая сметная стоимость проекта составляет 29,7 млрд. руб., в том числе средства федерального бюджета – 5,7 млрд. руб.», – сообщили RBC daily в транспортном ведомстве. По данным министерства, в текущем году на проведение дноуглубительных работ выделено 600 млн. руб. Что касается дальнейшего бюджетного финансирования, то в начале этой недели премьер-министр РФ Михаил Фрадков поручил Минэкономразвития учесть выделение средств на данный проект при формировании федеральной адресной инвестиционной программы.

По мнению аналитиков SeaNews, это решение премьер-министра означает, что финансирование проекта в рамках федеральной адресной инвестиционной программы может быть учтено в планах Минэкономразвития только в 2007 г., поскольку заявки на 2006 г. для участия в федеральной инвестиционной программе уже не принимаются. Мало того, по словам экспертов, включение в программу на 2006 г. или 2007 г. не гарантирует открытия финансирования из внебюджетных средств министерства. «Бюджетное финансирование и финансирование в рамках федеральной адресной инвестиционной программы – это очень разные вещи. Последнее осуществляется на усмотрение чиновников. Сегодня они согласны, а завтра предпочтут вложить деньги совсем в другие проекты», – сказал RBC daily директор проектов информационно-аналитического агентства SeaNews Алексей Безбородов. По его словам, строительство первой очереди терминала раньше 2007 г. не начнется, построят ее к 2009 г., а что будет дальше – и вовсе не известно. В управляющей компании «Морской фасад» сказали, что у них нет информации по участию проекта в федеральной инвестиционной программе на 2006 г. Прояснить эту ситуацию затруднились и в Минтрансе РФ.