Как развивать в России культурный туризм
В рамках прошедшей в Санкт-Петербурге международной туристической выставки Inwetex-Cis Travel Market 2008 прошел VII форум «Туризм и курорты», организованный Северо-Западным отделением Российского союза туриндустрии, Городским туристско-информационным центром, компанией «Санкт-Петербург Экспресс» при поддержке администрации Санкт-Петербурга.
За два дня работы форум посетило свыше 500 человек, среди них профессионалы турбизнеса из Санкт-Петербурга, Пскова, Великого Новгорода, Вологды, Калининграда, Карелии, Тольятти, Красноярска, Тюмени, Ростова, Сочи. В деловой программе также приняли участие 150 преподавателей и 30 студентов и аспирантов девяти петербургских вузов, выпускающих специалистов для туротрасли. C докладами и мастер-классами выступили ведущие зарубежные и российские эксперты в области туризма. Основная тема форума 2008 года - развитие в России культурного туризма.
В ходе пленарного заседания «Культурный туризм в России: вчера, сегодня, завтра» вице-президент Российского союза туриндустрии Юрий Барзыкин сказал, что культурный потенциал России вполне конкурентоспособен на международном рынке, поэтому сегодня очень важно определить стратегию и механизмы, с помощью которых мы можем и должны использовать его в развитии въездного и внутреннего туризма. По мнению г-на Барзыкина, именно в Санкт-Петербурге рождаются важные инициативы, вырабатываются решения, во многом определяющие дальнейшее развитие отрасли: «Наработки Северо-Западного отделения РСТ задают тон в нормативной деятельности, а уровень форума выходит за рамки одного региона, потому что его результаты формируют конкретную программу действий».
Вице-президент Российского союза туриндустрии Сергей Корнеев в своем выступлении обозначил «Новые вызовы для туризма». Первый из них связан с общемировым экономическим кризисом, а также стабильным ростом цен на энергоносители, что привело к подорожанию турпоездок по всем направлениям на 25-30%. В этой ситуации туроператоры будут вынуждены искать новые ресурсы, в том числе обратиться к внутреннему туризму, как это происходит повсюду в мире. Россия только недавно начала выходить на уровень инфраструктуры, необходимый для качественного и комфортного внутреннего туризма, и при этом развитие туристического сегмента услуг идет достаточно активно. В этом отношении сегодняшний Петербург предстает в весьма выгодном свете, даже несмотря на то, что по-прежнему является довольно дорогим для туристов городом.
Второй вызов – развитие новых технологий, интернет-туризма. В петербургской туристической отрасли, как и в остальном мире, уже видны последствия технического прогресса – уменьшение организованного туризма и рост индивидуального. Санкт-Петербург вышел на мировой уровень обслуживания туристов при помощи интернет-служб и стал лидером в сфере он-лайн продаж туруслуг в России. Количество туристов, бронирующих номера в петербургских гостиницах через интернет, выросло значительно. Всего же в городе из более 400 гостиниц 170 предлагают услугу бронирования он-лайн – это мировой уровень. Кроме того, российские авиакомпании активно вводят практику продажи билетов на рейсы через всемирную «паутину». Европейские эксперты прогнозируют через 10 лет существенное уменьшение доли традиционной туристической индустрии. Впрочем, в России услуги туроператоров еще долго останутся востребованными.
По словам Сергея Корнеева, культурный туризм – это петербургская нефть. С той лишь разницей, что природные ресурсы могут исчерпаться, а культурно-историческое наследие останется. Это неисчерпаемое богатство Петербурга и регионов Северо-Запада, на котором можно зарабатывать хорошие деньги. «Ответить на эти вызовы мы можем взвешенной ценовой политикой, активной рекламой города на внутреннем и международном рынках, в том числе обратив особое внимание на регион Юго-Восточной Азии, который дает сегодня наибольший прирост туристов в мире. А также развивать в городе и регионе гостиничную базу, событийный ряд, активный, экологический, сельский туризм», - сказал Сергей Корнеев.
Президент Национальной академии туризма Тамара Власова отметила в своем докладе, что туризм может и должен стать ключевым направлением для развития регионов, обладающих значительным историко-культурным и природным потенциалом. Для этого на территории каждого заинтересованного региона должна быть выработана стратегия, учитывающая специфику имеющихся ресурсов. Внедрение туристских продуктов, основанных на культурно-историческом наследии, приносит регионам не только экономический, но и социальный эффект, в чем, конечно, заинтересованы местные власти.
Что Северо-Запад и Санкт-Петербург способны предложить современному туристу в сфере культурного туризма? Что могут сделать органы власти для развития культурного туризма в регионе? Как создать и продвинуть новые бренды по культурному туризму? Как повлияет корпоративная реорганизация турсектора на взаимодействие институций культуры и турбизнеса? Вот тот ряд вопросов, острота которых проявится в самое ближайшее время. И ответы на них необходимо искать уже сегодня.
РОССИЯ
Олег Теребенин
Visit Murmansk, владелец
«Мурманск – это не только северное сияние»Татьяна Антипина
«Покровск-Тур», руководитель
«В Саратове должен появиться достойный маршрут на космическую тему»Инна Столбова
«Стиф», директор
«Пандемия обеспечила Великому Новгороду большое количество вип-туристов»Ансар Даминов
«Шелковый путь», директор
«Многим интересно понять, почему Марий Эл называют последними язычниками Европы»Петр Берников
«Русский север», генеральный директор
«Русский север» показывает Карелию и Соловки во всем многообразииОльга Миронова
«Королевство путешествий», директор
«На «Демидовском маршруте» туристы видят, как льется металл – зрелище фантастическое!»Наталья Врублевская
«БусАвтоТрак», генеральный директор
Как и почему появился частный музей «Донская рыба»Наталия Судакова
«Судаков Тревел», исполнительный директор
«Таганрог не зря называют старшим братом Петербурга»Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»