Пакс
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

Как развивать в России культурный туризм

В рамках прошедшей в Санкт-Петербурге международной туристической выставки Inwetex-Cis Travel Market 2008 прошел VII форум «Туризм и курорты», организованный Северо-Западным отделением Российского союза туриндустрии, Городским туристско-информационным центром, компанией «Санкт-Петербург Экспресс» при поддержке администрации Санкт-Петербурга.

За два дня работы форум посетило свыше 500 человек, среди них профессионалы турбизнеса из Санкт-Петербурга, Пскова, Великого Новгорода, Вологды, Калининграда, Карелии, Тольятти, Красноярска, Тюмени, Ростова, Сочи. В деловой программе также приняли участие 150 преподавателей и 30 студентов и аспирантов девяти петербургских вузов, выпускающих специалистов для туротрасли. C докладами и мастер-классами выступили ведущие зарубежные и российские эксперты в области туризма. Основная тема форума 2008 года - развитие в России культурного туризма.

В ходе пленарного заседания «Культурный туризм в России: вчера, сегодня, завтра» вице-президент Российского союза туриндустрии Юрий Барзыкин сказал, что культурный потенциал России вполне конкурентоспособен на международном рынке, поэтому сегодня очень важно определить стратегию и механизмы, с помощью которых мы можем и должны использовать его в развитии въездного и внутреннего туризма. По мнению г-на Барзыкина, именно в Санкт-Петербурге рождаются важные инициативы, вырабатываются решения, во многом определяющие дальнейшее развитие отрасли: «Наработки Северо-Западного отделения РСТ задают тон в нормативной деятельности, а уровень форума выходит за рамки одного региона, потому что его результаты формируют конкретную программу действий».

Вице-президент Российского союза туриндустрии Сергей Корнеев в своем выступлении обозначил «Новые вызовы для туризма». Первый из них связан с общемировым экономическим кризисом, а также стабильным ростом цен на энергоносители, что привело к подорожанию турпоездок по всем направлениям на 25-30%. В этой ситуации туроператоры будут вынуждены искать новые ресурсы, в том числе обратиться к внутреннему туризму, как это происходит повсюду в мире. Россия только недавно начала выходить на уровень инфраструктуры, необходимый для качественного и комфортного внутреннего туризма, и при этом развитие туристического сегмента услуг идет достаточно активно. В этом отношении сегодняшний Петербург предстает в весьма выгодном свете, даже несмотря на то, что по-прежнему является довольно дорогим для туристов городом.

Второй вызов – развитие новых технологий, интернет-туризма. В петербургской туристической отрасли, как и в остальном мире, уже видны последствия технического прогресса – уменьшение организованного туризма и рост индивидуального. Санкт-Петербург вышел на мировой уровень обслуживания туристов при помощи интернет-служб и стал лидером в сфере он-лайн продаж туруслуг в России. Количество туристов, бронирующих номера в петербургских гостиницах через интернет, выросло значительно. Всего же в городе из более 400 гостиниц 170 предлагают услугу бронирования он-лайн – это мировой уровень. Кроме того, российские авиакомпании активно вводят практику продажи билетов на рейсы через всемирную «паутину». Европейские эксперты прогнозируют через 10 лет существенное уменьшение доли традиционной туристической индустрии. Впрочем, в России услуги туроператоров еще долго останутся востребованными.

По словам Сергея Корнеева, культурный туризм – это петербургская нефть. С той лишь разницей, что природные ресурсы могут исчерпаться, а культурно-историческое наследие останется. Это неисчерпаемое богатство Петербурга и регионов Северо-Запада, на котором можно зарабатывать хорошие деньги. «Ответить на эти вызовы мы можем взвешенной ценовой политикой, активной рекламой города на внутреннем и международном рынках, в том числе обратив особое внимание на регион Юго-Восточной Азии, который дает сегодня наибольший прирост туристов в мире. А также развивать в городе и регионе гостиничную базу, событийный ряд, активный, экологический, сельский туризм», - сказал Сергей Корнеев.

Президент Национальной академии туризма Тамара Власова отметила в своем докладе, что туризм может и должен стать ключевым направлением для развития регионов, обладающих значительным историко-культурным и природным потенциалом. Для этого на территории каждого заинтересованного региона должна быть выработана стратегия, учитывающая специфику имеющихся ресурсов. Внедрение туристских продуктов, основанных на культурно-историческом наследии, приносит регионам не только экономический, но и социальный эффект, в чем, конечно, заинтересованы местные власти.

Что Северо-Запад и Санкт-Петербург способны предложить современному туристу в сфере культурного туризма? Что могут сделать органы власти для развития культурного туризма в регионе? Как создать и продвинуть новые бренды по культурному туризму? Как повлияет корпоративная реорганизация турсектора на взаимодействие институций культуры и турбизнеса? Вот тот ряд вопросов, острота которых проявится в самое ближайшее время. И ответы на них необходимо искать уже сегодня.