Пакс
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

Сергей Корнеев: «За девять месяцев вклад туризма в экономику Петербурга вырос вдвое»

Туристическая отрасль Санкт-Петербурга быстро восстанавливается после двух тяжелых пандемийных лет. Число постояльцев гостиниц за девять месяцев выросло на 75%, доходы от туризма – вдвое. Откуда в Петербург приезжают туристы, на что они тратят деньги и как развивается гостиничная отрасль в условиях санкций, RATA-news рассказал председатель Комитета по развитию туризма города Сергей Корнеев.

- За январь-сентябрь в город приехало значительно больше туристов, чем в те же месяцы годом раньше. Из каких регионов наиболее заметно увеличился турпоток? Изменился ли его состав по сравнению с допандемийным 2019 годом?

- Турпоток за 10 месяцев текущего года уже превысил 6,4 млн. По итогам трех кварталов в гостиницах города остановились 4 млн человек, что на 75% больше, чем за тот же период прошлого года. Доля московского региона в первом полугодии составила около 40% от внутреннего турпотока. На втором месте регионы Северо-Запада. Плюс в последние два года заметно выросло число гостей из Поволжья, Южного федерального округа, Сибири и Дальнего Востока.

- Рост турпотока привел к увеличению доходов от туризма?

- Безусловно. Туристов приезжает больше и расходы их также увеличились. В среднем гость тратит за поездку 36,4 тыс. рублей, и это на 14% больше, чем в прошлом году. Выросли траты на питание в кафе и ресторанах, расходы на посещение театров и кинотеатров, покупку сувениров. Туристы стали чаще пользоваться услугами такси и каршеринга. С января по октябрь вклад туризма в экономику Петербурга составил порядка 230 млрд рублей. Напомню, что за весь 2021 год отрасль принесла городу 234 млрд рублей.

- Как выглядит рейтинг наиболее популярных объектов посещения? Изменился ли он в связи с появлением «Новой туристской географии Петербурга»?

- Как и прежде, наиболее популярны у туристов всемирно известные музеи и памятники: Эрмитаж – его посещаемость увеличилась в 2022 году на 69%, Русский музей (+18,8%), Исаакиевский собор (+21,7%), Петропавловская крепость, Кунсткамера, Адмиралтейство. Но растет и интерес к новым туристическим объектам: Севкабель Порт, Новая Голландия, Остров фортов, Лахта Центр. Например, посещаемость Острова фортов за 9 месяцев возросла на 56%. Также востребованы Никольские ряды, Ленполиграфмаш, Брусницын квартал, Андреевский рынок и другие новые объекты.

- Ярко выраженная сезонность всегда была одним из слабых мест туристического Петербурга. Основной поток гостей приезжает летом, а в низкий сезон градус туристической активности снижается. Как решается эта проблема?

- Наша стратегическая задача – увеличить туристский поток за счёт формирования устойчивого спроса, когда приезжают в Санкт-Петербург не один раз, а появляются стимулы для повторных посещений в течение всех четырех сезонов.

Именно этого мы добиваемся, в частности, в рамках проекта «Новая культурная и туристская география» – чтобы у туристов было больше причин приезжать в Петербург и неоднократно. Больше занятий, интересных мест, больше вовлеченности. Получается своего рода «бесконечный конструктор путешествий», вокруг которого мы выстраиваем нашу маркетинговую кампанию: приезжайте в Санкт-Петербург снова и снова в любое время года – и всегда найдете что-то новое и интересное. Надо создать ощущение: если вы не были в Петербурге осенью или зимой, значит, что-то потеряли.

Как показывают наши исследования, определенный сдвиг в этом направлении произошел. Теперь абсолютное большинство туристов планируют не раз вернуться в Санкт-Петербург и рекомендовать его своим друзьям. Это и есть основа для устойчивого развития возвратного всесезонного туризма.

- Весной и летом некоторые международные отельные операторы объявили об уходе из России. Как это повлияло на деятельность гостиничного сектора Петербурга?

- Почти все отели, которые были под управлением международных брендов, продолжают свою деятельность. Так, все три отеля сети Sokos Hotels работают под новыми названиями. Под управлением Marriott International в историческом центре города было два отеля – Courtyard St. Petersburg Vasilievsky 4* и Renaissance St. Petersburg Baltic Hotel 5*. Первая гостиница еще в 2020 году стала называться River Palace Hotel 4*, вторая после ухода Marriott продолжает работать под названием «Ренартисс Исаакий».

Уход ряда сетей означает не только смену названий, но также отмену действующих программ лояльности, стандартов качества, тренинги персонала, международный контроль, отказ от фирменной косметики, а также систем бронирования. Но сервис остается на неизменно высоком уровне: как показывают опросы, удовлетворенность клиентов комфортом и обслуживанием в Санкт-Петербурге составляет 92%.

Со строительством новых гостиниц значительных проблем нет. С начала года были введены в эксплуатацию Maria St. Petersburg 4*, Hotel Obolensky 4*, Ramada Plaza by Wyndham Saint Petersburg 4*, Kostas 4*, инвест-отель IN2IT 3*, Glinz Hotel.

- Приезжают ли иностранные гости? На какие зарубежные рынки вы рассчитываете в будущем и ведете ли в этих странах работу по продвижению Петербурга?

- За десять месяцев этого года число туристов из-за рубежа составило около 180 тысяч, их доля не превышает 3,3% общего турпотока. Тем не менее, в последние два года наблюдается расширение географии, начали приезжать гости из ОАЭ, Катара и других восточных стран.

В числе наиболее перспективных въездных рынков можно назвать Азиатско-Тихоокеанский регион: турпоток из этой части мира в Санкт-Петербург до пандемии составлял около 53% от общего числа иностранных туристов, посетивших город. У путешественников из этих стран достаточно высокий средний чек при расходах в поездках за границу, они интересуются культурой, событиями, гастрономией, экзотикой северных широт Европы, медицинским туризмом.

Также необходима активизация маркетинговой активности в государствах Большого Ближнего Востока, СНГ. Для ряда перспективных стран нужно упрощение визовых формальностей, это касается Турции, Индии, Вьетнама и Ирана. Как потенциальные рынки въездного туризма мы рассматриваем, например, еще Казахстан и Азербайджан.

Продвижение города – часть информационной кампании Комитета по развитию туризма под лозунгом «Посетите Санкт-Петербург». В августе наш туристический потенциал был впервые представлен на выставке International Travel Expo в Гонконге.

В сентябре Санкт-Петербург участвовал в выставке ITE HCMC 2022 в Хошимине. В октябре в Хошимине и Ханое прошло роуд-шоу, в рамках которого вьетнамские туроператоры могли получить информацию о классических и новых программах туров в Петербург. Мы оцениваем Вьетнам как один из перспективных рынков въездного туризма: число прибытий из этой страны в Россию в этом году растет.

В том же месяце на выставке OTM Mumbai Autumn в Индии город получил премию Best Upcoming Destination как самое популярное направление туризма.

Также прошли роуд-шоу в Мумбаи, Дели, Дубае, Саудовской Аравии, Казахстане, Азербайджане. В октябре – начале ноября для индийских, вьетнамских, турецких туроператоров были организованы информационные туры, их познакомили с основными достопримечательностями Петербурга, с нашим возможностями по приему гостей из этих стран.

В октябре Петербург как обладатель почетного статуса креативного города ЮНЕСКО принял участие в международном фестивале вкуса и туризма GastroAfyon в Турции.

- С 1 июля 2023 года гиды и экскурсоводы не смогут работать без прохождения государственной аттестации. Как идет работа по аттестации гидов?

- В сентябре комитет сформировал аттестационную комиссию и перечень заданий для претендентов. В начале октября два этапа квалификационного экзамена прошла первая группа гидов. Примечательно, что все соискатели сдали успешно, лишь некоторые допустили не более одной ошибки – при нормативе 23 правильных ответа из 30 возможных. В конце октября мы вручили идентификационные карточки первым гидам-переводчикам и экскурсоводам, аттестованным по новым правилам. Всего в Петербурге работают 6700 гидов и экскурсоводов. Мы рассчитываем, что аттестацию успешно пройдут лучшие специалисты в этой сфере, но мы еще в начале этого пути.