Что надо знать о классификации и сертификации
Как мы уже сообщали, минувшим летом было утверждено Минэкономразвития РФ и зарегистрировано в Минюсте Положение «О системе классификации гостиниц и других средств размещения» С этого дня в России вместо прежних четырех действует единая система классификации гостиниц. Мы беседуем с главным экспертом Всероссийского научно-исследовательского института сертификации (ВНИИС) и заместителем руководителя Органа по классификации гостиниц и других средств размещения в рамках Государственной системы Маргаритой Немоляевой.
- Проведите, пожалуйста, для читателей RATA-news небольшой ликбез по истории сертификации гостиниц в России.
– Прежде всего, надо сказать, что все системы сертификации носят добровольный характер. Одна из них называется «ГОСТ Р» и основывается на государственном стандарте Российской Федерации «ГОСТ Р» 50645-94, имевшем название «Классификация гостиниц». Он был разработан и издан в 1994 году, а отменен в июне 2003 года. Существует также межгосударственный стандарт, в рамках СНГ. Принят он в 1995 году, но увидеть его изданным мне лично не удалось. Скорее всего, он был идентичен «ГОСТ Р» 50645-94 , но только получил другой номер.
Вторая система – Госстандарта РФ. Она наиболее близка к Государственной системе классификации. Там тоже присутствует критерий балльной оценки и минимальные требования. Но последние - в точности по «ГОСТ Р» 50645-94. По этой системе у нас прошли сертификацию порядка 35 гостиниц по всей стране. Формально ее никто не отменял, но в связи с отменой стандарта 50645-94 ВНИИС не проводит экспертные работы и не осуществляет инспекционный контроль по этой системе. В качестве примера можно привести гостиницу «Арарат Парк Хаятт Москва», получившую «пять звезд» по системе Госстандарта РФ.
Другой пример. Через несколько дней я выезжаю в Уфу. Там две гостиницы – «Башкортостан» и «Президент-Отель Уфа» – по системе Госстандарта РФ уже получили «четыре звезды». И прошел только год (из трех положенных) действия выданного сертификата. Но они в числе первых подали заявку на аттестацию по Государственной системе классификации. А, скажем, новая гостиница «Мираж» в Казани подала заявку на «пять звезд».
Третья система сертификации была образована ВНИИКИ, еще одним институтом Госстандарта. Я с ней плохо знакома. Но если в ее основе все тот же «ГОСТ Р» 50645-94, то, полагаю, в нее будут внесены и определенные коррективы.
Наконец, четвертая система сертификации была образована Одинцовской ТПП. Она называется «Добровольная система сертификации рекреационных центров (центров отдыха)». И может применяться только для гостиниц, расположенных в курортной зоне. Кроме того, в рамках этой системы оценивается и территория, то есть, в основном она касается санаториев и домов отдыха.
С точки зрения востребованности той или иной системы, в конечном счете, все решает авторитет. И в этом смысле Государственная система классификации – вне конкуренции.
– Маргарита Эдуардовна, в чем же все-таки разница между сертификацией и классификацией гостиниц?
– Сертификация предполагает только экспертную оценку, а классификация – еще и аттестацию гостиницы на конкретную категорию. Раньше эксперты, выезжая для оценки средства размещения, могли сразу же вынести решение о его соответствии той или иной категории. Теперь, в соответствии с Государственной системой классификации, Экспертный совет направляет свое заключение в Аттестационную комиссию, и именно она имеет право окончательного решения – какую именно категорию присвоить гостинице.
– Каковы основные отличия экспертной оценки в рамках Государственной системы от других систем сертификации?
– При прошлых проверках мы смотрели отдельные номера, а сейчас в обязательном порядке проверяется каждый номер гостиницы. Стандартные номера должны все соответствовать одному уровню. Если это «три звезды» – значит, все номера без исключения должны реально соответствовать «трем звездам». Потому что оценка производится по худшему номеру, а не по лучшему. Разумеется, если такой номер один, его легко привести в соответствие с требуемым стандартом. А если таких номеров 20 из 100?
Таким образом, Государственная система стимулирует повышение уровня и качества гостиничного обслуживания в целом, по всей стране. Да, сегодня у нас 45 заявок от гостиниц, готовых пройти экспертную оценку по Государственной системе классификации. Но первоначально желающих было гораздо больше. Когда же они узнавали, что проверяться будет каждый номер, - отзывали заявки.
Потребитель, бронирующий гостиницу в Москве, например, из Владивостока, должен быть уверен, что заказываемый им номер реально соответствует уровню его запросов. Государственная система классификации ориентирована именно на это единообразие. (Туристический пресс-клуб)
РОССИЯ
Олег Теребенин
Visit Murmansk, владелец
«Мурманск – это не только северное сияние»Татьяна Антипина
«Покровск-Тур», руководитель
«В Саратове должен появиться достойный маршрут на космическую тему»Инна Столбова
«Стиф», директор
«Пандемия обеспечила Великому Новгороду большое количество вип-туристов»Ансар Даминов
«Шелковый путь», директор
«Многим интересно понять, почему Марий Эл называют последними язычниками Европы»Петр Берников
«Русский север», генеральный директор
«Русский север» показывает Карелию и Соловки во всем многообразииОльга Миронова
«Королевство путешествий», директор
«На «Демидовском маршруте» туристы видят, как льется металл – зрелище фантастическое!»Наталья Врублевская
«БусАвтоТрак», генеральный директор
Как и почему появился частный музей «Донская рыба»Наталия Судакова
«Судаков Тревел», исполнительный директор
«Таганрог не зря называют старшим братом Петербурга»Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»