IATA удвоила убытки авиакомпаний
Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) обнародовала новый прогноз финансовых результатов авиакомпаний на текущий год. Теперь в ассоциации считают, что в 2009 году мировые авиакомпании потеряют около $9 млрд. Это вдвое больше, чем предполагалось в предыдущем прогнозе IATA, опубликованном в конце марта ($4,7 млрд.). А еще в декабре прошлого года IATA предсказывала, что потери авиаперевозчиков в 2009 году не превысят $2,5 млрд.
Пессимизм ассоциации основан на результатах первой квартальной отчетности за 2009 год 50 крупнейших авиакомпаний мира, показавших более $3 млрд. убытков. «Прогноз отражает продолжение резкого сокращения продаж», – отмечается в сообщении IATA, на которое ссылается «Коммерсант». Она ожидает, что выручка авиаперевозчиков в 2009 году сократится на рекордные $448 млрд. (15%) и ситуация почти не изменится в 2010 году. Снижение спроса одновременно вызывает падение цен на билеты, особенно в премиальных классах, и авиаперевозчикам не поможет даже снижение расходов на топливо (с $106 млрд. в 2008 году до $59 млрд. в 2009-м). Кроме того, цены на нефть уже растут, отмечаетс IATA.
Больше всех потеряют авиакомпании в Азиатско-Тихоокеанском регионе ($3,3 млрд.) и Европе ($1,3 млрд.). При этом в физическом выражении мировой рынок будет расти медленнее, чем в финансовом – падение пассажиропотока в 2009 году ожидается на уровне 8% в год. Грузовые авиаперевозки, по данным IATA, упадут на 17%.
Гендиректор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак считает нарастание убытков авиакомпаний логичным. «У авиаперевозчиков вырастут имеющиеся статьи расходов и добавятся новые», – говорит он. Аэропорты попытаются компенсировать снижение объемов ростом цен на свои услуги, а рост цен на нефть подстегнет топливную составляющую бизнеса авиаперевозок, считает эксперт. Он также напоминает, что с 2011 года в Европе вводятся обязательные выплаты за выбросы вредных веществ в атмосферу.
В России темпы падения пассажиропотока стабилизировались. Вчера Росавиация опубликовала предварительные итоги апреля, согласно которым объем перевозок российскими авиакомпаниями упал на 21,5% (в марте падение к прошлому году составляло 21,7%). «Темпы падения перевозок замедляются, это не может не обнадеживать», – добавляет глава аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. По его словам, одним из благоприятных факторов для авиакомпаний является ослабление доллара, поскольку преимущественно в этой валюте заключаются лизинговые контракты, но эта экономия, скорее всего, будет компенсирована ожидаемым ростом цен на керосин. По мнению эксперта, в финансовом плане выиграют авиакомпании, которые удачно перестроили свои маршрутные сети, но при этом они могут сократить свою рыночную долю. По данным Росавиации, пока лучше, чем более мелкие конкуренты, с кризисом справляются авиакомпании из Топ-15 – у них перевозки упали всего на 11%. Борис Рыбак из Infomost прогнозирует для российских авиакомпаний ухудшение финансовых результатов примерно пропорционально снижению пассажиропотока – в пределах 20%.
РОССИЯ
Олег Теребенин
Visit Murmansk, владелец
«Мурманск – это не только северное сияние»Татьяна Антипина
«Покровск-Тур», руководитель
«В Саратове должен появиться достойный маршрут на космическую тему»Инна Столбова
«Стиф», директор
«Пандемия обеспечила Великому Новгороду большое количество вип-туристов»Ансар Даминов
«Шелковый путь», директор
«Многим интересно понять, почему Марий Эл называют последними язычниками Европы»Петр Берников
«Русский север», генеральный директор
«Русский север» показывает Карелию и Соловки во всем многообразииОльга Миронова
«Королевство путешествий», директор
«На «Демидовском маршруте» туристы видят, как льется металл – зрелище фантастическое!»Наталья Врублевская
«БусАвтоТрак», генеральный директор
Как и почему появился частный музей «Донская рыба»Наталия Судакова
«Судаков Тревел», исполнительный директор
«Таганрог не зря называют старшим братом Петербурга»Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»