Монды-Ханх - прямой путь из Иркутска на Хубсугул и далее
Федеральное агентство по обустройству государственной границы РФ прорабатывает вопрос об изменении статуса международного автомобильного пункта пропуска (МАПП) Монды-Ханх с двустороннего на многосторонний. Сегодня пересекать здесь границу могут только граждане Монголии и России. Но вопрос о необходимости придания международному переходу статуса «многосторонний» обсуждается давно – чтобы пунктом пропуска могли пользоваться граждане третьих стран, в том числе и для увеличения въездных турпотоков в Россию и Монголию.
Однако Федеральная таможенная служба России считает, что изменение статуса МАПП не приведет к увеличению пассажирского потока. Такое мнение может серьезно повлиять на уровень финансирования работ на пограничном переходе. Насколько обоснованы намерения пограничников и сомнения таможенников? Об этом RATA-news рассказал иркутянин, редактор журнала «Россия и Монголия», член Комитета по внешнеэкономической деятельности ТПП Восточной Сибири Владимир Бережных.
- О возможностях отдыха на озере Хубсугул в Монголии большинство иркутян узнало не так давно. Но сегодня это направление стало не только популярным, но и модным, особенно среди рыбаков и владельцев «крутых» джипов. Мне достаточно часто приходится пересекать границу поселке Монды (фото) - на Хубсугуле мы ежегодно проводим так называемые Караваны дружбы, в составе которых в Монголию выезжают делегации муниципальных образований Иркутской области. Уверен, что увеличение пассажиропотока и оборота грузов через этот пункт пропуска вырастет в ближайшие три-четыре года, как минимум, втрое.
За это время будет отсыпана автодорога Хатгал – Ханх, которая, соединившись с дорогой Мурэн – Хатгал (она достраивается в рамках проекта «Дорога тысячелетия»), обеспечит транспортный коридор Иркутск – Мурэн – западные аймаки Монголии. А в перспективе – и западные провинции Китая. То есть этот транспортный коридор открывает новые возможности для расширения экономического пространства сибирских регионов за счет малоосвоенных монгольских территорий, а также для увеличения туристических обменов, в том числе и в направлении России через Монголию. Точно также и для западных монголов откроются возможности приезжать, например, в Иркутск, напрямую, а не через Улан-Батор, а это тоже новые возможности для них.
Поэтому вопрос существования дороги Ханх - Хатгал (фото) для нас не безразличен.
Поэтому необходимо убедить Великий государственный хурал (парламент) и правительство Монголии, чтобы страна выделила средства на строительство дороги Хатгал – Ханх. Большинство населения и руководство Хубсугульского аймака прекрасно понимают, что «бездорожная» изоляция Хубсугульского аймака, точнее, его северной, приграничной окраины не способствует развитию территории. И одна из главных целей Караванов дружбы - укрепление экономических связей аймаков, входящих в Хангайскую зону. И туризм в этих связях играет далеко не последнюю роль.
Сегодня на Хубсугуле, по разным данным, от 35 до 50 турбаз, большинство построены и работают с участием американцев, чехов, китайцев, корейцев. И только 5 из них - на севере Хубсугула, вблизи поселка Ханх, все - с российским участием. Эти базы (фото) вносят реальный вклад в экономику сомона (административно-территориальная единица в составе аймака), дают местным жителям работу, покупают у них продукты, сувениры.
Но существуют они на грани выживания, поскольку туристический сезон неравномерен, а потенциальным туристам все сложнее и дороже получать монгольскую визу. Можно предположить, что количество турбаз здесь увеличиваться уже не будет, но остается серьезный резерв роста объемов туризма за счет более эффективной и планомерной загрузки. Кроме того, перспективен транзитный туризм Иркутск - Монды/Ханх - Хатгал - Мурэн и далее на запад Монголии, в сторону границы с Алтаем, или на восток, через Хангай в Улан-Батор. И этот маршрут, открывающий новые возможности для знакомства одновременно и с Байкалом, и с Тункинской долиной, и с Хубсугулом, будет новой мотивацией для иностранных туристов, чтобы приехать в Иркутск, а оттуда, через Тунку, на озеро Хубсугул.
Расти турпотоки начнут, очевидно, через три-четыре года после присвоения погранпереходу нового статуса. Ведь западные туроператоры еще должны узнать о новых возможностях для комбинированных туров Россия – Монголия, да и кризис мешает. Кроме того, серьезно повлиять на турпотоки может отмена визового режима между Россией и Монголией или, как вариант, обеспечение возможности группового обмена на безвизовой основе по аналогии с Китаем.
А пока, пересекая границу в этом удивительно красивом, и необычном месте (КПП расположен на перевале: на российскую сторону - великолепный вид на горы, а на монгольской за широким степным пространством виден Хубсугул), мне приходится испытывать чувство стыда за убогость КПП с нашей стороны (фото).
Особенно по сравнению с тем, что смогли сделать на своей стороне монголы (фото).
РОССИЯ
Олег Теребенин
Visit Murmansk, владелец
«Мурманск – это не только северное сияние»Татьяна Антипина
«Покровск-Тур», руководитель
«В Саратове должен появиться достойный маршрут на космическую тему»Инна Столбова
«Стиф», директор
«Пандемия обеспечила Великому Новгороду большое количество вип-туристов»Ансар Даминов
«Шелковый путь», директор
«Многим интересно понять, почему Марий Эл называют последними язычниками Европы»Петр Берников
«Русский север», генеральный директор
«Русский север» показывает Карелию и Соловки во всем многообразииОльга Миронова
«Королевство путешествий», директор
«На «Демидовском маршруте» туристы видят, как льется металл – зрелище фантастическое!»Наталья Врублевская
«БусАвтоТрак», генеральный директор
Как и почему появился частный музей «Донская рыба»Наталия Судакова
«Судаков Тревел», исполнительный директор
«Таганрог не зря называют старшим братом Петербурга»Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»