Пакс
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

В случае с «ВИМ-Авиа» туроператоры стали заложниками собственной ответственности

Сейчас, когда острота проблемы с рейсами «ВИМ-Авиа» снята, самое время разобраться в причинах возникшей ситуации и предпринять меры против ее повторения. Очевидно, что источник нынешнего кризиса – в неудовлетворительном состоянии чартерных перевозок в стране, и Росавиации предстоит сделать соответствующие выводы. В том числе – в отношении пресловутого требования предоставлять пассажирам чартерных рейсов билеты за 24 часа до начала путешествия.

Напомним, что это требование было введено в сентябре 2014 году постановлением правительства РФ. Документ дополнил пункт 19 «Правил оказания услуг по реализации турпродукта», утвержденных 18 июля 2007 г. Важно подчеркнуть, что поводом стала череда банкротств туроператоров, которые, отправляя туристов за границу, не оплачивали обратные рейсы, рассчитывая сделать это с поступлением новых оборотных средств.

Спустя некоторое время норма была внесена в закон «Об основах туристской деятельности». Как сказал RATA-news учредитель юридического агентства «Персона Грата», глава Правовой комиссии РСТ Георгий Мохов, на эту обязанность закон указывает прямым текстом. В статье 10 сказано, что туристу должны быть выданы «электронные перевозочные документы (билет), подтверждающие право на перевозку до пункта назначения и обратно…, за 24 часа до начала путешествия.

То есть туроператоров выдавать билеты обязали. А вот авиакомпании, которые собственно эти билеты выписывают – нет.

Постановление правительства от 22 сентября 2014 года №967 было указанием внести новую норму в соответствующие отраслевые законы. Туристическая отрасль это сделала, авиационная – проигнорировала.

И при этом именно со стороны авиаотрасли в последние дни неоднократно звучали заявления, что у пассажиров «ВИМ-Авиа» не было обратных билетов, и это якобы затруднило вывоз туристов с курортов, а то и вообще чуть ли не стало причиной краха авиакомпании. Хотя даже неспециалисту понятно, что нет никакой причинно-следственной связи между наличием или отсутствием у пассажиров обратных билетов и остановкой авиакомпании: коллапс случился с перевозчиком совершенно независимо от этого фактора.

А специалистам известно, что билеты «туда» нормальные авиакомпании обычно выписывают как раз накануне вылета. А вот вопрос обратных билетов на чартерный перелет не такой простой. В соответствии с контрактом туроператор оплачивает не всю программу сразу, а каждый рейс за неделю-две до вылета. Туристы, которые летят отдыхать на одну или две недели, могут получить обратные билеты сразу, поскольку они оплачены. А у тех, кто едет отдыхать на три-четыре недели, обратный перелет еще не оплачен, соответственно билет в системе не сформирован и не может быть выписан за 24 часа до вылета «туда».

Но как раз в случае с «ВИМ-Авиа» обратные вылеты туристов были оплачены, совокупный депозит всех заказчиков рейсов составил $10 млн. И за счет этих средств авиакомпания должна была с 25 сентября начать выполнение финальной части чартерных программ. Но именно 25 сентября перевозчик остановил свою деятельность – видимо, деньги были уже «съедены».

Не потому ли «ВИМ-Авиа» не открывала туроператорам выписку обратных билетов?

Кстати, как теперь выясняется, авиакомпания «злостно» не выписывала обратные билеты и в период июньского кризиса, когда неожиданно объявила о сокращении чартерных программ. После этого туроператоры постарались, насколько смогли, минимизировать сотрудничество с перевозчиком. Но в сезон сделать это было непросто. А главное, турбизнес оказался заложником собственной ответственности: депозиты внесены, и компании их теряли в случае разрыва контракта с авиакомпанией. Операторы рассчитывали, что «ВИМ-Авиа» долетает до конца программ.

Некоторые – опять же представители авиаотрасли – обвиняют туроператоров в том, что они заказывали рейсы у «проблемного» перевозчика. А где опубликован официальный список проблемных авиакомпаний? И какие такие «проблемы» могут быть у перевозчика, которому Росавиация за три дня до краха выдает допуски на семь международных направлений? В конце сентября руководитель Росавиации Александр Нерадько заявил на заседании Госдумы, что «ВИМ-авиа» по оценке финансового состояния была отнесена к первой группе авиакомпаний – «самые надежные». Но, как сообщили «Ведомости», 4 октября на заседании комитета по транспорту депутат Александр Старовойтов представил отчет Росавиации об оценке авиакомпаний за II квартал, в котором «ВИМ-авиа» отнесена к третьей группе с прогнозом неудовлетворительного финансового состояния к концу III квартала.

Так или иначе, но туроператоры свои депозиты потеряли. Туристов вывозили за свой счет, и только на оплату рейсов в общей сложности ушло порядка 700 млн рублей. Во что обошлось дополнительное проживание и питание застрявших на курортах туристов, а это тоже оплачивали туроператоры, еще предстоит подсчитать.

При оплаченных обратных рейсах на руках у пассажиров «ВИМ-Авиа» были только маршрутные квитанции, которые не могут считаться договором между перевозчиком и пассажиром, каковым является полноценный авиабилет. Как поясняет Георгий Мохов, это освобождает авиакомпанию не только от ответственности за саму перевозку, но и от выполнения всех сопутствующих вылету услуг, то есть размещения пассажиров в случае значительной задержки рейса, питания и т.д.

Не потому ли авиакомпания не давала выписывать обратные билеты?

В любом случае, все эти обязанности легли не плечи туроператоров как фрахтователей рейсов. Они оплачивали питание и размещение в гостиницах своих клиентов, застрявших в аэропортах при вылете на курорты – прибавим и эти пока не подсчитанные расходы к тем 700 млн рублей.

Наведение порядка во взаимоотношениях туроператоров с авиаперевозчиками – главное, что предстоит сделать в ближайшее время. Необходимо менять регулирование в целом пассажирской авиаперевозки, в том числе, чартерной. Пришло время усилить надзор со стороны Росавиации за финансовой устойчивостью перевозчиков, а также разработать меры регулирования, которые позволят за длительный период планировать перевозку, выстраивать полетные программы, определять слоты для рейсов. Об этом, в частности, шла речь в письме, которое президент РСТ Сергей Шпилько направил 26 сентября главе правительства Дмитрию Медведеву.

Одновременно у туроператоров должна быть возможность получать информацию о количестве заключенных авиакомпанией контрактов на чартерную перевозку в текущем сезоне, чтобы оценить соответствие планов и флота перевозчика. Надо также законодательно установить равную ответственность и обязательства авиакомпаний перед пассажирами как регулярных, так и чартерных рейсов. Создать, наконец, фонд на случай банкротства авиакомпаний или предусмотреть страховые механизмы, которые будут покрывать эти риски.

 

Светлана Ставцева, Ирина Тюрина, RATA-news