Сколько проблем надо решить, чтобы в гостиницах было чисто
В России впервые прошла международная клининговая конференция «Технологии чистоты: секреты совершенства». 15 марта в «Рэдиссон Ройал Украина» собрались ведущие зарубежные и российские эксперты этой сферы рынка, чтобы обсудить наиболее волнующие темы: основные тенденции в области технологий клининга, повышение качества услуг, оптимизация затрат, перспективы развития этого сегмента рынка.
Организатором конференции стала компания infor-media Russia, генеральным партнером – ведущий мировой производитель уборочной техники и систем очистки компания «Керхер». Кстати, впервые в России на одной площадке встретились более 200 специалистов клининговой сферы, готовых поделиться опытом.
Приветствуя участников конференции, генеральный директор ООО «Керхер» Олег Минаев (фото) отметил, что сейчас «индустрия чистоты» в России развивается намного быстрее, чем на западе. Только вот ряд типичных для молодых рынков проблем никто не отменял. Главные из них – отсутствие правовой и нормативной базы, четких профессиональных стандартов и информационный голод. Г-н Минаев выразил надежду, что такая масштабная конференция станет шагом к созданию регулярно действующей информационной площадки для обмена мнениями.
Международному опыту посвятила свое выступление директор эстонского центра профессиональной подготовки кадров для клининга Puhastusekspert Хельге Альт. В отличие от российского, европейский рынок сформировался давно. Например, в Германии клининг как профессия существует официально с 1934 года, и сейчас в этой сфере работает более полумиллиона человек. В Финляндии в профессионально-технических училищах специалистов «растят» уже на протяжении полувека, активно работает профессиональная ассоциация, а в 2012 г. был разработан официальный стандарт INSTA. В Голландии стандарту по оцениванию качества уборки уже более 20 лет, существует кодекс ответственности за рынок. В Великобритании 16 профессиональных ассоциаций, уникальные разработки по обслуживанию и защите текстиля. Да и профессия хаускипера попрестижней, чем у нас: при условии вдумчивой учебы и успешной сдачи экзаменов можно не просто получить какое-нибудь рабочее место, а еще и повышать квалификацию, не вкладывая в обучение собственные средства.
Однако проблемы рынка те же, что и у всех: необходимость подстраиваться под цены, текучка кадров, низкое качество услуг, потребность в привлечении иммигрантов. Тенденции тоже общие: все стремятся сократить время и число людей, занятых в процессе, снизить затраты, приветствуется «зеленое мышление». Есть и хорошие новости. Например, новые технологии позволяют применять меньше химии, появились не требующие моющих средств протирочные материалы из микроволокна, набирает популярность экологичная уборка паром, предварительное увлажнение текстиля значительно сокращает расход воды. Хельге Альт обобщила ключевые условия эффективной деятельности: это профессиональные знания и навыки руководителей работ и специалистов по уборке, четко продуманная концепция приобретения моющих средств, инструментов и машин. Уборка должна быть «умной», нужно понимать, что главная цель – чистота, а не процесс. Также г-жа Альт сформулировала «золотые правила» уборки: работать только чистыми инструментами и никогда не оставлять влажные поверхности.
Эксперт Первого клуба профессионалов гостеприимства Екатерина Важенкова (фото) рассказала о последних тенденциях в сфере гостеприимства. Нередко осложняет работу частое повышение требований проверяющих организаций к качеству моющих и дезинфицирующих средств. Они должны эффективно удалять разнообразные бактерии и вирусы, причем не подвергая людей даже малейшему риску вредного воздействия. Что непросто: вирусы эти год от года мутируют, а в гостиницы нередко приезжают иностранные туристы – например, из Индии, Въетнама, Таиланда – с довольно-таки специфическими пристрастиями в гигиене и с привычками, под которые приходится подстраиваться.
При этом желательно не перегружать горничных. У них и так нормативы по уборке очень высоки – до 20 номеров за смену. Чтобы все успеть, современные оборудование и разнообразные химикаты просто необходимы. Они всегда должны быть доступны и находиться на складе в достаточном объеме. Чтобы не оказалось так, что на носу большой заезд, а с полдюжины номеров еще не убрано, потому что внезапно закончилось одно из основных моющих средств.
Впрочем, наука радует достижениями. Уже появилась технология, предлагающая электролитический метод обеззараживания воды. Но аппараты пока очень дорогие, порядка 140 тысяч рублей. Не всякая гостиница, тем более маленький независимый отель в регионе, может себе это позволить. Осталось дождаться, пока цена на подобную технику снизится до приемлемой, а спрос обязательно будет. В нашей стране многие средства размещения расположены в горах или в засушливых районах, либо просто далеко от цивилизации. Туда и поставки химикатов чаще раза в неделю сложно обеспечить, да и с водоснабжением непростая ситуация. Поэтому возможность производить собственный дезинфицирующий раствор – не роскошь, а необходимость.
Особенно с учетом повышения требований к отелям по всем фронтам. К примеру, раньше размещение с животными было запрещено, а теперь зачастую разрешено. А если в номер, где жил постоялец с собакой, заселится аллергик? Мебели нужна основательная чистка, номеру – профилактика. Как быть?
Не упрощают работу и эпизодические эпидемии: прошла волна свиного гриппа – у ресторана интересуются, чем они моют ложки. Услышали о птичьем гриппе – супервайзеров департамента хаускипинга терзают вопросами, как чистятся телефонные трубки в номерах, и т.д.
Еще одна беда гостиницы – перегруженная тележка горничной как следствие изобилия применяемых моющих средств. Поэтому недорогие и при этом многофункциональные составы сейчас в большом фаворе. В идеале хаускиперам в отелях хотелось бы иметь одно моющее и одно дезинфицирующее средство абсолютно для всех поверхностей.
Другая серьезная проблема, не теряющая актуальности, – персонал. Конечно, удобнее иметь обученных сотрудников в штате, но европейская практика подтверждает, что на сегодняшний день аутстаффинг зачастую выгоднее.
Той же теме посвятила выступление и совладелица группы компаний «Ронова» Маргарита Авдеева. Сегодня Москву терзает кадровый голод в сфере клининга. Мало линейных работников, готовых заниматься тяжелым физическим трудом, зарплаты низкие. Г-жа Авдеева предложила на государственном уровне установить минимальный рыночный размер оплаты труда для неквалифицированных рабочих, что теоретически может стать выходом из кадрового тупика.
Директор функционального подразделения по организации питания, уборки и удаления отходов оргкомитета «Сочи 2014» Марала Чарыева рассказала об экологическом сопровождении подготовки и проведения Игр. Олимпийские объекты – это новый сегмент для профессионалов клининга, в гостиницах в том числе: как-никак, с Олимпиады 1980 года прошло немало лет. Экологические требования очень высоки, выполнить их сложно. Но есть и плюсы: заново сформированные стандарты в дальнейшем смогут применяться по всей России. Одно из главных достижений – современные технологии и комплексный подход при управлении отходами.
Среди тормозящих развитие рынка факторов главный редактор журнала «Клининг» Мария Вольпина (фото) выделила незаинтересованность государства в развитии отрасли, низкий уровень знаний исполнителей и заказчиков, российский менталитет и разобщенность профессионального сообщества. К сожалению, это факт. Тем важнее становятся профессиональные объединения и встречи специалистов, пусть и неформальные.
Обсудили на конференции и другие вопросы: необходимость сертификации услуг клининга, оптимизацию затрат уборочных компаний, обучение персонала, повышение производительности и эффективности труда в оздоровительных учреждениях и на комбинатах питания, и т.д.
Собравшиеся выразили надежду, что такие встречи будут проводиться регулярно и помогут сплотить профессионалов отрасли. Хотелось бы на это надеяться, поскольку прогресс прогрессом, а количество проблем и узких мест в «индустрии чистоты» не уменьшается. Хоть проблемы эти и перешли на качественно новый уровень.
Ксения Галина, специально для RATA-news
РОССИЯ
Олег Теребенин
Visit Murmansk, владелец
«Мурманск – это не только северное сияние»Татьяна Антипина
«Покровск-Тур», руководитель
«В Саратове должен появиться достойный маршрут на космическую тему»Инна Столбова
«Стиф», директор
«Пандемия обеспечила Великому Новгороду большое количество вип-туристов»Ансар Даминов
«Шелковый путь», директор
«Многим интересно понять, почему Марий Эл называют последними язычниками Европы»Петр Берников
«Русский север», генеральный директор
«Русский север» показывает Карелию и Соловки во всем многообразииОльга Миронова
«Королевство путешествий», директор
«На «Демидовском маршруте» туристы видят, как льется металл – зрелище фантастическое!»Наталья Врублевская
«БусАвтоТрак», генеральный директор
Как и почему появился частный музей «Донская рыба»Наталия Судакова
«Судаков Тревел», исполнительный директор
«Таганрог не зря называют старшим братом Петербурга»Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»