Повернется ли РЖД лицом к турбизнесу?
Руководство Российского союза туриндустрии направило письмо в адрес главы Федеральной антимонопольной службы Игоря Артемьева с просьбой разобраться с проблемой, возникшей у туроператоров, продающих туры по России и за рубеж с проездом по железной дороге.
Как рассказали в исполнительной дирекции РСТ, «дочка» РЖД – ОАО «Федеральная пассажирская компания» (ФПК), в полномочия которой входит организация пассажирских перевозок на поездах дальнего следования, настойчиво навязывает турбизнесу посредника в лице компании ООО «РЖД Тур». До апреля 2010 года туроператоры запрашивали места для тургрупп в Московском железнодорожном агентстве (МЖА). Там же турфирмы выкупали билеты, при необходимости могли их сдать и получить обратно деньги. За свои услуги МЖА взимала комиссию в размере чуть больше 230 рублей. Два года назад агентство стало филиалом вновь образованного ФПК. Туроператоры по-прежнему подавали заявки на покупку мест через агентство, и лишь отдельные вопросы, например, прицепка дополнительных вагонов, решались через Федеральную пассажирскую компанию.
Однако с некоторых пор информация по заявкам туроператоров стала из ФПК поступать в компанию «РЖД Тур», ее представители связываются с турфирмами и предлагают сотрудничество. Более того, туроператоров по очереди приглашают к руководству ФПК и сообщают о принятом решении реорганизовать работу с турбизнесом и передать полномочия по заключению договоров в «РЖД Тур».
Как пояснили RATA-news в турфирмах, это преподносится как развитие железнодорожного туризма, улучшение работы, оптимизация перевозок и использование подвижного состава. В договоре, который предлагается заключить туроператорам, перечисляются обязательства «РЖД Тур» – прием, обработка, оформление, оценка наличия технической возможности выполнения исполнителем заявки, подача и регистрация заявок, а также приобретение проездных документов. За свои, с позволения сказать, «услуги» «РЖД тур» хочет получать вполне весомое вознаграждение: на внутреннем направлении – от 300 до 750 рублей с билета в одну сторону, на международном – от 500 до 1000 рублей с билета в одну сторону.
«Очевидно, что таким образом ущемляются права потребителей туруслуг, покупающих перевозку в составе турпакета. Они вынуждены платить за свой проезд больше, чем обычные пассажиры, приобретающие билеты в железнодорожной кассе», – заметил вице-президент РСТ Юрий Барзыкин.
Генеральный директор компании «Алеан» Илья Уманский считает, что проблемы с железнодорожной перевозкой у туроператоров останутся, пока естественная монополия в лице РЖД будет стоять спиной к турбизнесу. «Многие турфирмы сегодня просто не берут на себя покупку железнодорожных билетов, перекладывая эту задачу на плечи клиента. Такой «отстраненности» операторов есть минимум три причины: продажа билетов за 45 дней, когда еще невозможно указать состав группы, отсутствие групповых скидок – групповые тарифы, как правило, дороже обычных, и отсутствие бонусов туроператорам, которые продают билеты в составе турпакета», – сказал г-н Уманский.
С коллегой согласен и генеральный директор компании «Дельфин» Сергей Ромашкин: «У туроператоров уже давно нет резона покупать железнодорожные билеты для групп. Требование РЖД, согласно которому мы должны предоставить паспортные данные туристов за месяц с лишним, фактически невыполнимо, поэтому мы перешли в режим «штучной» работы, когда билеты выкупаются индивидуально». По мнению эксперта, подобная система была порождена дефицитом железнодорожных билетов, но сейчас она уже не актуальна, проблемы с их покупкой возникают только в пиковые даты.
Турбизнес ждет от ФАС содействия в разрешении возникшей проблемы. Действительно, трудно говорить о развитии внутреннего туризма, когда не решен вопрос с транспортной составляющей, а у туроператоров нет возможности работать в нормальной конкурентной среде.
Нина Егоршева, RATA-news
РОССИЯ
Олег Теребенин
Visit Murmansk, владелец
«Мурманск – это не только северное сияние»Татьяна Антипина
«Покровск-Тур», руководитель
«В Саратове должен появиться достойный маршрут на космическую тему»Инна Столбова
«Стиф», директор
«Пандемия обеспечила Великому Новгороду большое количество вип-туристов»Ансар Даминов
«Шелковый путь», директор
«Многим интересно понять, почему Марий Эл называют последними язычниками Европы»Петр Берников
«Русский север», генеральный директор
«Русский север» показывает Карелию и Соловки во всем многообразииОльга Миронова
«Королевство путешествий», директор
«На «Демидовском маршруте» туристы видят, как льется металл – зрелище фантастическое!»Наталья Врублевская
«БусАвтоТрак», генеральный директор
Как и почему появился частный музей «Донская рыба»Наталия Судакова
«Судаков Тревел», исполнительный директор
«Таганрог не зря называют старшим братом Петербурга»Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»