Иваново примеряет новый образ
Сердце «Золотого кольца» или «Город невест»? Иваново «примеряет» новый образ.
Ивановские власти только совсем недавно стало рассматривать туризм как отдельную отрасль экономики, способную приносить в бюджет неплохие доходы. Ивановской историей в частности, и туризмом в целом заинтересовались англичане из графства Стаффордшир. Английская сторона взялась финансировать проект, связанный с развитием туризма в Иванове через программу ТАСИС. Проект начали осуществлять еще в 2003 году, за это время была выработана стратегия развития туристической отрасли. Депутаты ивановской городской думы на комитетах практически единогласно одобрили стратегию. О том, каким задумывается этот турпродукт, рассказывает директор проекта - заместитель мэра города Иваново Надежда Тетерина.
- От бренда «Иваново – родина первого Совета» было решено уйти как от неактуального. Какое «лицо» областному центру можно предложить взамен?
- Сейчас мы рассматриваем два возможных варианта: «Иваново – сердце «Золотого кольца» и «Иваново – город невест». За первый вариант говорит географическое положение Ивановской области, она находится в самом центре Золотого кольца. Близость к традиционным туристическим маршрутам, к таким городам, как Палех и Плес, тоже сыграет свою роль в привлечении туристов. Второй вариант нового бренда не менее актуален. «Иваново – город невест», то есть город будущего, студенчества, город надежд. Этот бренд более свободен, дает больше возможностей для его обыгрывания. К примеру, даже буклет о туризме в Иванове будет содержать фрагменты записок влюбленных девушек разных поколений. Для продвижения этого бренда можно искусственно создать маленькие милые мифы. Например, у входа в местный ЗАГС установить небольшую архитектурную форму – кольцо, прохождение через которое сулило бы новобрачным счастливую семейную жизнь. У Иванова есть и широкие возможности для развития так называемого фабричного туризма. На площадях старых фабрик можно организовать мини-музеи, в которых турист может постоять у старого ткацкого станка, самостоятельно соткать полотно своей счастливой жизни. Эта идея не нова. В Англии, например, есть фабрика по производству фарфоровых изделий. Любой желающий сам может изготовить себе чашку или вазу. Я уверена, с помощью маркетинга и PR можно изменить восприятие города, создать новый положительный образ, такой бренд, чтобы туристы могли им заинтересоваться.
- Будет ли новый бренд жизнеспособен?
- Многое зависит от того, как продвигать продукт. Без новейших технологий это сделать практически невозможно. Сейчас мы создаем сайт, посвященный туризму в нашем городе. Он будет построен так, что люди сразу найдут то, что они давно искали. В этом же ключе будет создана новая карта Иваново, на которой будут отмечены все местные достопримечательности. Вообще же город ощущает острый информационный голод. Информация, предназначенная для туристов, очень ограничена, особенно не хватает материалов для туристов на иностранных языках. В областном центре нет ни одного указателя той или иной достопримечательности.
- Есть ли вообще у Иванова потенциал для развития туристической отрасли?
- Да, конечно. В Иванове достаточно широкие возможности для развития туризма. Турпродукт нужно продвигать сразу по четырем направлениям: предлагать туристам познавательный (исторический), молодежный, в том числе и образовательный, деловой и анимационный туризм. Деловой туризм – одно из самых многообещающих направлений. Одно из исследований показало, что 86% постояльцев частных отелей приезжают в Иваново по делам. Причем большая часть туристов – из стран дальнего зарубежья. В Иваново есть хорошая база для привлечения деловых людей – «Экспоцентр-Иваново». Также бизнес-сообщество могут заинтересовать многочисленные выставки и ярмарки – «Ивановская марка», День предпринимателя, «Хлеб-соль», «Текстильный салон». Однако не все так просто. Сейчас остро встает проблема объединения смежных с туризмом отраслей в единую, эффективно работающую систему. В рамках программы планируется организация некоммерческого партнерства «Ивановский городской туристский информационный центр» («ИТИЦ»), в котором были бы объединены заинтересованные организации. За счет этого можно помочь инвесторам «вписаться» в новый туристический продукт. Работа над созданием некоммерческого партнерства, сайтом и буклетом закончится уже в ноябре 2005 года.
- Это, по-моему, далеко не единственная и не самая важная «туристическая» проблема.
- Безусловно. Иванову предстоит еще многое сделать в плане развития инфраструктуры. К примеру, в большинстве гостиниц качество услуг не соответствует европейским стандартам. В настоящее время эта сфера активно инвестируется, идет работа по переустройству и улучшению условий проживания. МУП гостиничное хозяйство развернуло реконструкцию. В Иванове пошел процесс четкого статусного позиционирования гостиниц. Например, в гостинице «Советской» по окончании ремонтных работ услуги будут более высокого уровня. Планируется, что здесь на нескольких этажах будут располагаться одно- и двухкомнатные номера повышенной комфортности. Гостиница «Центральная» также перевооружается, в ней уже работает 8 еврономеров. Особняком в этом смысле стоит гостиница «Иваново». Она имеет недорогой номерной фонд с частичными удобствами на этаже или в номерах. Это так называемый бюджетный класс. Но и эта гостиница тоже нужна: к нам приезжает масса туристов, которым подходит именно она.
Планируется, что гостиницы будут постоянно расширять дополнительные услуги. В некоторых уже введены еврозавтраки, ремонтируются сауны, конференц-залы. В общем, ивановские муниципальные гостиницы способны конкурировать с частными отелями. На ближайшие год-полтора у них есть четкая программа действий по поднятию своего уровня, класса. И хотя, может быть, шарма не хватает, зато стоимость номеров в муниципальном учреждении ниже. Хорошо уже то, что можно выбирать.
В Иваново не хватает также мини-отелей. Номерной фонд частных гостиниц - «Вечный странник», «Авокадо», «Пятый угол» - в среднем заполнен на 95%, а в сезон загруженность зашкаливает за 100%.
- А что Иваново может предложить туристам?
- Туристов особенно интересует революционное прошлое Иваново-Вознесенска. Это одна из уникальных черт города, которую надо «преподнести», а не отказываться от нее. Ставку надо делать на «революционные мифы» — подготовить специальный маршрут, который пройдет по местам революционных событий. Например, можно рассказать о маевке или о работе первого Совета на берегу реки Талки. Все можно показать туристам со смаком – предложить кашу или картошку, которую там варили. С лирикой рассказать об ивановских поэтах, о том, как сложились их судьбы, прочитать стихи. Главное - сделать рассказ интересным и современным. У города есть история, есть свое лицо. Мы иногда проходим мимо и многого не замечаем. Дом Дюрингера, например, - сокровище, дом-миф, легенда, призрак. К сожалению, он до сих пор не расселен. Мэрия занимается поиском инвесторов для этого объекта, но пока результатов нет.
Мы планируем создать музей предпринимательства в бывшем доме купца Собинова, там можно проводить купеческие чаепития — с самоваром, с песнями. В современном понимании это анимационный туризм - специальные шоу-программы, во время которых туристы «переносятся» в другую эпоху, встречают на экспозиции оживших исторических персонажей. Кроме того, уже разработаны и могут быть предложены экскурсии к памятнику деревянного зодчества - Успенской церкви XVII века. А можно показать Иваново как город-фабрику - со спецификой фабричной архитектуры. Как видите, интересных возможностей много, и если их правильно использовать, то уже к 2010 году Иваново будет узнаваемым марочным турпродуктом.
РОССИЯ
Олег Теребенин
Visit Murmansk, владелец
«Мурманск – это не только северное сияние»Татьяна Антипина
«Покровск-Тур», руководитель
«В Саратове должен появиться достойный маршрут на космическую тему»Инна Столбова
«Стиф», директор
«Пандемия обеспечила Великому Новгороду большое количество вип-туристов»Ансар Даминов
«Шелковый путь», директор
«Многим интересно понять, почему Марий Эл называют последними язычниками Европы»Петр Берников
«Русский север», генеральный директор
«Русский север» показывает Карелию и Соловки во всем многообразииОльга Миронова
«Королевство путешествий», директор
«На «Демидовском маршруте» туристы видят, как льется металл – зрелище фантастическое!»Наталья Врублевская
«БусАвтоТрак», генеральный директор
Как и почему появился частный музей «Донская рыба»Наталия Судакова
«Судаков Тревел», исполнительный директор
«Таганрог не зря называют старшим братом Петербурга»Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»