Железнодорожному туризму придали тяги
ОАО "Российские железные дороги" решило активно развивать туризм. Специально созданная структура - ООО "РЖД Тур" - обещает поставить дело "на широкую ногу", что даст туристам возможность путешествовать в комфортных условиях, а туроператорам откроет доступ к перевозочным мощностям и гибкость в работе с таким партнером, как ОАО "РЖД". А самой компании обеспечит прибыль и хороший имидж, сообщает "РЖД-партнер". Однако для достижения цели необходимо решить несколько важных задач.
Туризм на железной дороге в том или ином виде присутствовал почти всю ее историю. Но никогда ему не уделялось пристальное, да и вообще сколько-нибудь значимое внимание. Ситуация, казалось, должна была измениться с наступлением рыночных времен, но серьезного сдвига не произошло: до сих пор от самого туризма как такового в пассажирских перевозках имеется лишь групповое бронирование билетов для организованных групп. А существующие туристические маршруты (например, туры выходного дня по "Кругобайкальской железной дороге" с ее уникальными памятниками промышленной архитектуры и рекреационными источниками) пока и близко не напоминают своих зарубежных "коллег".
Таково положение дел. Но оно, как показал специализированный круглый стол на прошедшей в Санкт-Петербурге выставке Inwetex, стремительно меняется. Компания "РЖД Тур" фактически вышла на рынок лишь в марте 2006 года, но уже сейчас имеет разработанную программу действий. По словам директора фирмы по развитию Валерия Генделева, заключается она, вкратце, в следующем.
С начала 2007 г. компания приступит к строительству собственного подвижного состава, который станет "лицом Российских железных дорог". Как именно будет выглядеть турпоезд (фактически первый в России) станет известно в деталях к концу 2006 года. Задача, что и говорить, крайне тяжелая: на данный момент в нашей стране нет ни одного специализированного состава, предназначенного для перевозки именно туристов. С некоторым допущением таковым можно назвать поезд "Гранд Экспресс", курсирующий между Санкт-Петербургом и Москвой. Его по праву называют "гостиницей на колесах", но, пожалуй, этой метафорой родство с турбизнесом и ограничивается. Остальные поезда, обслуживающие туристов на той же "Кругобайкалке", отличаются от традиционных разве что красочным дизайном и душевыми кабинами.
Другое направление развития туристической железнодорожной компании – организация сети собственных представительств по всей России. С этой задачей, как сообщил г-н Генделев, "РЖД Тур" планирует управиться к лету будущего года – как раз к высокому сезону. Более масштабной выглядит цель открытия сети гостиниц: как, возможно, собственных, так и из числа тех, с которыми будут заключены договоры на обслуживание тургрупп.
Экспортная составляющая бизнеса заключается в партнерстве с коллегами из-за рубежа. С первого ноября через "РЖД Тур" любой российский турист сможет приобрести путевку для поездки на каком-либо из 19 маршрутов всемирного оператора Orient Express. А в самом ближайшем будущем любой иностранец сможет приобрести билет на внутренние поездки по России в представительстве "РЖД Тура" в Берлине.
Туроператоры в целом рады тому, что «Российские железные дороги» взялись за развитие отрасли, но указывают на то, что прежде чем говорить о ее бурном развитии, - необходимо решить ряд системных проблем. В первую очередь это касается строительства специальных поездов в нужном количестве, а также предоставления возможности максимально быстро оформлять бронь для туристических групп; решения вопроса с особым графиком движения таких поездов; организации адекватного запросам туристов "наземного" обслуживания.
Представители самого ОАО "РЖД", в свою очередь, говорят и о другой проблеме – гибком регулировании тарифов на свои услуги. Добавим, что развитие туризма в России находится на марше: это касается как повышения мобильности самих россиян, так и приезда иностранных гостей. Кроме того, необходимо заметить и такую тенденцию: путешественники уже попробовали многие виды отдыха и готовы к новым приключениям. Скажем, к поездке по Транссибу.
Во время работы круглого стола представители ряда компаний выражали обеспокоенность тем, что ООО "РЖД Тур" может стать монополистом. И, например, настойчиво склонять туроператоров к тому, чтобы они пользовались исключительно его подвижным составом или, допустим, гидами-переводчиками. Однако такие опасения едва ли имеют право на жизнь. Следует понимать, что туристский рынок сильно отличается, например, от сферы перевозок контейнеров – без партнерства с другими турфирмами "РЖД Тур" - даже при полном владении всей цепочкой организации поездки - просто не сможет сформировать качественные услуги по всем показателям, чтобы затем их продать. Это как раз тот случай, когда один в поле не воин.
РОССИЯ
Олег Теребенин
Visit Murmansk, владелец
«Мурманск – это не только северное сияние»Татьяна Антипина
«Покровск-Тур», руководитель
«В Саратове должен появиться достойный маршрут на космическую тему»Инна Столбова
«Стиф», директор
«Пандемия обеспечила Великому Новгороду большое количество вип-туристов»Ансар Даминов
«Шелковый путь», директор
«Многим интересно понять, почему Марий Эл называют последними язычниками Европы»Петр Берников
«Русский север», генеральный директор
«Русский север» показывает Карелию и Соловки во всем многообразииОльга Миронова
«Королевство путешествий», директор
«На «Демидовском маршруте» туристы видят, как льется металл – зрелище фантастическое!»Наталья Врублевская
«БусАвтоТрак», генеральный директор
Как и почему появился частный музей «Донская рыба»Наталия Судакова
«Судаков Тревел», исполнительный директор
«Таганрог не зря называют старшим братом Петербурга»Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»