Пакс
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

Поезда бросают вызов самолетам

Летом нынешнего года девять крупнейших европейских железнодорожных компаний из семи стран приняли решение объединиться для того, чтобы успешнее конкурировать на рынке пассажирских перевозок с международными авиатранспортными союзами. Французский консорциум SNCF, германская корпорация Deutsche Ban и англо-франко-бельгийский концерн Eurostar вместе с рядом других отраслевых предприятий Старого Света инвестировали €30 млн. в организацию альянса под названием Railteam. «Мы собираемся интегрировать наши информационные комплексы и системы заказа и продажи билетов таким образом, чтобы создать наилучшие условия железнодорожных поездок для всех наших клиентов, где бы они ни находились - в Германии, Франции или Британии, и куда бы ни направлялись - в Голландию или Австрию, Бельгию или Швейцарию», - говорит глава французской национальной сети железных дорог SNCF и основной инициатор проекта Railteam Гийом Пепи.

Планируется, что пассажиры будут пересекать границы государств Евросоюза на поездах, не замечая этого и не вникая в сложности состыковки железнодорожных расписаний. Чтобы проехать несколько стран по линиям различных компаний, клиенту достаточно будет заказать и приобрести у одной из них только один билет от пункта выезда до конечного пункта назначения, причем сделать это, не выходя из дома, используя интернет или иное средство современных коммуникаций. Совместными усилиями участники проекта Railteam намереваются к 2010 г. привлечь на свою сторону не менее 25 млн пассажиров по всей Европе и таким образом отобрать значительную часть клиентуры у низкобюджетных авиакомпаний, осуществляющих перевозки по коротким маршрутам.

Поезда собираются конкурировать с самолетами? В нашу эпоху суперскоростей и хронического дефицита времени равноправное соперничество железнодорожных сетей с авиалиниями может показаться нереальным. И, тем не менее, оно вполне возможно.

Больше того, железнодорожники в этом соперничестве уже обеспечили себе целый ряд бесспорных и ощутимых преимуществ. Современные экспрессы способны двигаться по рельсам со скоростью 300–350 км/ч, доставляя пассажиров на любые ближне- и среднемагистральные расстояния не более чем за несколько часов. На их расписание не оказывают практически никакого влияния погодные условия, из-за которых нередко откладываются или даже отменяются авиарейсы. Уровень комфортабельности нынешних поездов и поддерживаемого развитыми железнодорожными компаниями сервиса ничуть не ниже, а то и выше того, который предлагается пассажирам в воздухе. А для того чтобы занять свое место в вагоне, железнодорожному пассажиру, в отличие от авиапутешественника, не нужно заблаговременно прибывать на вокзал, затем проходить длительные регистрационно-оформительские процедуры. К тому же фактор безопасности традиционно (а сейчас особенно) отталкивает массу пассажиров от авиаперелетов и склоняет их выбор в пользу поездок по железным дорогам. Короче говоря, тогда, когда речь не идет о необходимости совершения сверхдальних и трансконтинентальных вояжей, сегодняшний пассажир зачастую предпочитает железнодорожные пути путям воздушным.

Информационное регулирование железнодорожного сообщения. Для того чтобы обеспечить себе перспективу достойной конкуренции со сравнительно более молодой и, как принято считать, более прогрессивной авиацией, «старому доброму» железнодорожному транспорту в течение последней четверти века пришлось проделать поистине колоссальную работу, связанную с собственной технической модернизацией и внедрением в свою деятельность самых передовых и высоких технологий, в том числе информационных. Специфика современного железнодорожного транспорта, состоящая в непрерывном повышении динамичности перевозок, увеличении расстояний, на которые они осуществляются, повышении и разнообразии требований, предъявляемых к их надежности и качеству, обусловливает постоянное усложнение организационных задач, с которыми приходится сталкиваться всем предприятиям отрасли, рассчитывающим на сохранение своей конкурентоспособности. А потому нельзя не согласиться с мнением отраслевых экспертов и обозревателей, утверждающих, что на сегодняшнем рынке успеха может добиться лишь та железнодорожная компания, которая располагает не только самой разветвленной сетью транспортных линий и самым мощным парком передвижного состава, но и самыми эффективными ИТ-системами и решениями.

Примером практического следования этому тезису может служить японская корпорация East Japan Railway Company (JR East), являющаяся в настоящее время крупнейшим железнодорожным перевозчиком мира.

Основным средоточием инновационных идей и процессов корпорации с середины 90-х гг. выступает созданный ею Центр исследований и разработок (R & D Center), сфера деятельности которого распространяется, конечно же, не только на обеспечение безналичных расчетов. Отделы и лаборатории Центра занимаются развитием транспортной и информационной инфраструктуры JR East, разработкой технологий, систем, решений и инструментов для повышения эффективности эксплуатации оборудования и безопасности движения, автоматизации управления и оптимизации бизнес-процедур, соблюдения экологических стандартов и снижения энергоемкости транспортных средств. Только за первые три года текущего десятилетия ученые и инженеры R & D Центра создали и внедрили в опытную и промышленную эксплуатацию новый автоматизированный ремонтно-наладочный комплекс (состоящий из комплекта аппаратуры, механизмов и инструментов для оснащения ускоренного и качественного технического обслуживания подвижного состава), усовершенствованную радиоэлектронную систему оперативной связи с поездами и управления их движением (Advanced Train Administration and Communications System, ATACS), оригинальную компьютерную диспетчерскую систему (предназначенную для эффективного обсчета железнодорожного трафика, контроля движения поездов и предотвращения аварийных ситуаций), электронно-коммерческую систему e@train (обеспечивающую пассажирам возможность дистанционного получения любой информации и ответов на любые вопросы, связанные со всеми видами деятельности JR East в режиме реального времени, а также онлайнового заказа билетов и др.).

Настоящим «ветераном железнодорожного ИТ-прогресса» в Европе можно считать итальянскую компанию Ferrovie dello Stato S.p.A. (Italian Rail), которая еще в 1985 г., превратившись из государственного предприятия в открытое акционерное общество, приступила к комплексному реформированию своей информационной системы. Если прежняя ее система была разработана для управления функциями общего учета и отчетности и, кроме того, была связана с итальянскими государственными системами учета и отчетности, то теперь система ИТ должна была отвечать специальным требованиям открытого акционерного общества, а также учитывать правовые и налоговые положения по общему учету и отчетности Италии. «Осознавая необходимость в новой системе информационных технологий, мы начали процедуру технико-экономического обоснования, занявшую три месяца, - рассказывает руководитель проекта Винченцо Фраголино. - В итоге мы пришли к выводу, что нам следует отказаться от старой платформы, и решили рассмотреть комплексный продукт, который бы отвечал специфическим требованиям управления и был бы независимым от платформы».

Разработанная концепция комплексного развития ИС подтолкнула Italian Rail к использованию системы SAP R/3 в качестве новой инфраструктуры информационных технологий. На начальной стадии SAP предложила внедрить в качестве ядра системы модули FI (финансы), TR (финансовый менеджмент), CO (контроллинг) и MM (управление материальными потоками). «У нас было три первостепенные задачи, - продолжает Винченцо Фраголино, - повысить эффективность в сфере отчетности и управления, создать новую централизованную систему для управления данными и их обработки в режиме реального времени и, наконец, но не в конце концов, сократить затраты, которые возникали при работе со старой системой. Немедленная и своевременная доступность информации наряду с полной интеграцией информационной инфраструктуры компании — таковы, чтобы быть кратким, были наши цели, своевременную и эффективную реализацию которых нам обеспечила система R/3». После того как компания нашла решение ИТ, были сформированы рабочие группы для внедрения этапа настройки системы R/3. В тот период из компании ушли два директора-распорядителя, а требования Italian Rail были расширены. Система была дополнена оставшейся частью модуля MM и модулями PM (техническое обслуживание и ремонт оборудования), AM (учет основных средств), SD (сбыт), IM (управление инвестициями) и PS (система проектирования). Внедрение последних модулей позволило обеспечить системе подлинную комплексность и оптимальное соответствие требованиям Italian Rail.

Сети локальные, глобальные и мобильные. Уже упоминавшийся интернациональный концерн Eurostar, выполняющий функции главного оператора железнодорожного сообщения по туннелю через Ла-Манш, несколько лет назад наладил чрезвычайно плодотворное сотрудничество с корпорацией Oracle. Одним из результатов совместной работы стала система Engineering System, которая поддерживает эксплуатационные характеристики поездов Eurostar и является ключевой для обеспечения безопасности движения. К этой системе обращается по интрасети технический состав, занимающийся эксплуатацией составов, и штат депо на севере Лондона, использующий браузеры для доступа к пяти веб-приложениям, написанным на Oracle Forms. Локальный сервер обрабатывает уровень приложений, причем для расширения возможностей приложения Forms работает Oracle9i Application Server. Другая информационная система англо-франко-бельгийского концерна - Contracts System - используется для составления контрактов и запросов с малым временем отклика. Штатный состав группы управления контрактами и центра запросов, размещенных в английском городе Эшфорд, общается с системой по интрасети с аналогичными установками: браузеры, обращающиеся к пяти веб-приложениям, написанным на Oracle Forms. Сервер с Oracle9iAS Forms Services размещен в Лондоне. Корпоративный сайт объединения Eurostar (www.eurostar.com) был разработан на стороне и реализован с использованием приложения от третьей фирмы. Он приводится в действие Oracle Database; в то время как системы отношений с клиентами и маркетинга реализуются как хранилища данных с использованием Oracle8 Release 8.1.7 и Oracle9i Application Server, обращения к которым происходят по Web. «Техническая цель хранилища данных состоит в том, чтобы дать возможность всем сотрудникам Eurostar иметь единую систему технического видения своих заказчиков, независимо от того, как и где заказчик входит в контакт с компанией, - говорит Джон Уиллмор, возглавляющий группу проектов и разработки отдела ИТ компании Eurostar U.K. - Следовательно, хранилище знаний о заказчике должно быть информационной структурой для принятия решений для всего учреждения. Так как все наши офисы в Великобритании, Франции и Бельгии будут иметь доступ к системе, развертывание ее в Интернете было довольно критичным, и в партнерстве со специалистами Oracle эту критичную задачу нам удалось решить».

Тем временем, на другом конце света - в Индии - национальная железнодорожная компания Indian Railways решила воспользоваться беспроводными коммуникационными технологиями корпорации Nortel для железнодорожного транспорта с целью повышения безопасности и эффективности работы одной из наиболее значимых и загруженных транспортных артерий в самом густонаселенном индийском штате Уттар-Прадеше. Благодаря сети Nortel GSM-R комплексные услуги беспроводной связи будут доступны на участке железной дороги длиной 751 км, включающем 90 станций и соединяющем два крупнейших промышленных и деловых центра штата Уттар-Прадеш - города Газиабад и Мугалсарай. Беспроводная сеть будет использоваться для связи проводников, работников поездных бригад, диспетчеров, станционных работников и сотрудников прочих эксплуатационных бригад, в том числе отвечающих за разъединение и присоединение вагонов к составу в железнодорожных депо. Контракт на создание коммуникационной и сигнальной сети в Уттар-Прадеше является самым крупным на сегодняшний день проектом подобного рода, осуществляемым компанией Indian Railways в рамках модернизации общенациональной железнодорожной инфраструктуры. Выполнение проекта было возложено на региональный консорциум, состоящий из компаний Ansaldo Signal, ее азиатско-тихоокеанского подразделения Union Switch & Signal и компаний MR Trading и Leighton Asia (Southern) Limited. Nortel была выбрана Leighton в качестве поставщика сети GSM-R. Для нее это уже второй подобный контракт в Индии. Ранее она была выбрана в качестве единого поставщика сети GSM-R для Восточной железнодорожной компании Eastern Railway в Западной Бенгалии.

А министерство железных дорог Китая подписало с той же корпорацией Nortel соглашение о запуске проекта GSM Railway (GSM-R), в рамках которого предусматривается обеспечение железнодорожных линий мобильной связью. Всего будет охвачено 20 из 31 китайской провинции. Nortel GSM-R-центры покроют приблизительно половину территории китайских железных дорог. Компания будет обслуживать как традиционные железные дороги, так и планирующиеся скоростные. Nortel обеспечит китайские железные дороги мобильными переключающимися решениями «под ключ». В эти GSM-R-решения будут входить приспособленные для железных дорог GSM-R базовые передающие станции, способные работать в сложных условиях и поддерживающие GPRS и высокоскоростную передачу данных.

Системы электронного заказа и продажи билетов, которые до недавнего времени считались прерогативой и неоспоримым преимуществом авиаперевозчиков, сегодня берутся на вооружение и активно развиваются предприятиями железнодорожного транспорта разных стран. Германская железнодорожная компания Deutsche Bahn в прошлом году запустила услугу, с помощью которой пассажиры могут приобретать билеты через мобильные телефоны, имеющие выход в Интернет. Абонентам услуги рассылается мультимедийное сообщение на мобильные телефоны, которое считывается сканерами и выступает в качестве билета. А французская корпорация SNCF примерно с того же времени начала предоставлять услуги мобильного заказа билетов под названием Tikefone на базе платформы от MobileAware. Tikefone позволяет пассажирам осуществлять полноценный процесс приобретения билета с помощью мобильного телефона. Услуга, доступ к которой осуществляется посредством обычного URL или любого мобильного устройства, оснащенного браузером, была разработана и реализована в течение шести месяцев и с сентября 2006 г. стала доступной во всех регионах Франции.

Последние примеры свидетельствуют о том, что грядущая интеграция билетных систем в рамках проекта Railteam не должна вызвать у его участников каких-либо сверхсложных или нерешаемых проблем. Эта интеграция возможна, как возможно и новое обострение соперничества между авиатранспортными и железнодорожными компаниями единой Европы. Да, пожалуй, и не только Европы. (CIO - по материалам Reuters, ВВС, InformationWeek, Oracle Magazine, SAP AG Success Story, CNews, MarketNews)