Пакс
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

Высокие тарифы РЖД тормозят развитие внутреннего туризма

РЖД внедряет систему коэффициентов изменения тарифов в купейных и вагонах СВ в зависимости от сезона. Индексы изменения тарифов на проезд в поездах дальнего следования «Федеральной пассажирской компании» внутри России можно найти на сайте ведомства в соответствующем разделе. Согласно приведенным данным, в сезоны пикового спроса, то есть с 1 по 10 января 2016 года, цены на билеты повышаются на 10%, в периоды 19-23 февраля, 4-8 марта, 29 апреля – 9 мая, 27 мая – 9 июня, 3–6 ноября и 29-30 декабря – на 15%. А в моменты спада, например, с 11 января по 18 февраля, с 24 февраля по 3 марта, с 9 марта по 28 апреля, с 1 октября по 2 ноября и с 7 ноября по 16 декабря – билеты, напротив, будут на 10% дешевле.

Одновременно ФПК внедряет новые принцип расчета стоимости билетов – динамическое ценообразование. То есть на каждом направлении действуют тарифные планы, сформированные с учетом сезона, дня недели и объемов перевозок. По мере заполнения мест в вагонах поезда и в случае высокого спроса на конкретную дату стоимость билетов будет увеличиваться. Таким образом, в преддверии Нового года пассажиров ждут и новые тарифы: с 24 по 29 декабря надбавка за билет составит 15%, с 30 по 31 декабря – 20%, а в новогодние каникулы вплоть до 11 января стоимость билета увеличивается на 10%. Однако, как пишет портал «Ридус», на некоторых направлениях в канун Нового года цены выросли вовсе не на десять и даже не на десятки, а на сотни процентов. По данным портала, если 20 декабря билет в купе фирменного двухэтажного 104-го поезда из Москвы в Адлер обойдется пассажиру в 5394 рубля, то на 28 декабря втрое дороже – 14754 рубля.

По словам юристов, такое расхождение заявленной стоимости билетов и непосредственно выкупной цены указывает на грубейшие нарушения норм права, допущенные РЖД. Речь, в частности, идет о нарушении законов «О рекламе», «О защите прав потребителей». Иными словами, это прямой обман потребителей путем предоставления недостоверной информации.

Отметим, что мы при подготовке материала таких высоких цен на билеты из Москвы в Сочи на новогодние даты не нашли. Однако и те, что обнаружили, оказались явно выше обещанных. Например, купейный билет в фирменный поезд (двухэтажный) №104В на 20 декабря можно купить за 4494 рубля, а на 29 декабря – уже за 9854 рубля (+120%), на 30 декабря – за 11054 рубля (+130%). Другой фирменный поезд №162М на те же даты стоит соответственно 9586 и 12166 рублей. Таким образом, билет туда обратно на одного человека с выездом из Москвы 29 декабря и возвращением, например, 7 января обойдется почти в 20 тыс. рублей. При этом авиакомпании «ВИМ-Авиа», Oren Air, «Победа», «Уральские авиалинии» предлагают билеты в Сочи туда-обратно на те же даты за 13,9 тыс. рублей. На 30 декабря – на 600-1000 рублей дороже. Билеты на фирменные поезда в Адлер за те же деньги можно найти на даты не позднее 28 декабря. Но даже на выезды 26, 27, 28 декабря они стоят минимум на 30% дороже предыдущих дат.

По словам туроператоров, тарифы РЖД сильно тормозят спрос на поездки внутри страны. Они выглядят вызывающе на фоне инфляции, падения доходов населения и, тем более, курса правительства на развитие внутреннего туризма. По словам генерального директора компании «Виадук Тур» Ларисы Федоровой, сейчас, когда формируется активный спрос на поездки в Карелию, на Русский Север, в Великий Устюг, это особенно бросается в глаза. «Дорогая перевозка останавливает людей. Билет в Петрозаводск только в одну сторону с 3 по 6 января стоит 8 тыс. рублей. Многие готовы поменять Финляндию на Карелию, но, подсчитывая стоимость купе на семью, сильно задумываются. Импортозамещения не получается», – заметила г-жа Федорова.

Как рассказала собеседница, компания начала заниматься билетами для своих клиентов давно, с момента открытия продажи, то есть за 45 дней до рейса, однако получить их удается далеко не всегда. «В системе бронирования даже сильно заранее можно найти не все даты». У туристов есть интерес к Пскову, Великому Новгороду, но туда тоже «не пробиться» – в эти города ходит по одному поезду в день. «Есть интересный региональный продукт, много привлекательных городов, куда готовы ехать наши туристы. Но пока основную кассу нам делает Москва, куда ходит больше всего поездов», – заключила Лариса Федорова.

«Мы с РЖД не работаем. С ними сплошные проблемы – трудно договариваться, сложный механизм получения квот. Поэтому предпочитаем брать билеты у консолидаторов, которые уже освоили железнодорожный продукт», – пояснила RATA-news коммерческий директор компании «Алеан» Оксана Булах.

С ней согласна заместитель генерального директора «Розы ветров» Ирина Глазкова: «С РЖД сложно работать. К тому же цены постоянно растут, так что железнодорожная перевозка не только сравнялась, но даже перегнала по цене перелет, а время в пути – огромное».

Действительно, нефирменные поезда идут из Москвы в Сочи 34-38 часов, а знаменитый двухэтажный – «всего» сутки, то есть со средней скоростью 73 км в час. Не удивительно, что клиенты «Розы ветров» выбирают перелет, который компания, благодаря выкупленным блокам мест, предлагает на те же даты по цене 10 тыс. рублей туда-обратно. Время в пути – чуть более 2 часов.

 

Светлана Ставцева, RATA-news