Пакс
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

Что происходит в сфере делового туризма

Эксперты компании «Аэроклуб», работающей в сфере делового туризма, по итогам 2022 года назвали основные тренды отрасли на фоне политической и экономической ситуации в России.

Исследование показало, что к наиболее значительным колебаниям спроса на командировки привели уход с российского рынка зарубежных компаний и трансформация международных брендов.

Среди глобальных компаний-клиентов «Аэроклуба» порядка 38% изменили название, отделились от головного офиса и существенно обновили внутреннюю политику. Около 22% также изменили название и отделились от головного офиса, но сохранили прежние корпоративные процедуры. 25% компаний объявили об уходе с российского рынка, но некоторые из них фактически сохраняют офис и штат сотрудников и находятся в режиме ожидания более устойчивой ситуации на рынке.

Только порядка 9% глобальных брендов в 2022 году увеличили объем деловых поездок по сравнению с 2021 годом, а 20% сохранили количество командировок на прежнем уровне. Преобладающее число зарубежных компаний, работающих на российском рынке (61%), снизили объем бизнес-поездок в среднем на 35% к 2021 году.

Вместе с тем существенно вырос объем услуг, заказанных российскими компаниями, – на 30% к 2021 году, что соответствует показателям «эталонного» 2019-го. Понятно, что в условиях санкций необходимо налаживать новые партнерства, выстраивать логистические цепочки и искать новые рынки сбыта.

Обеспечение максимального объема контента в условиях закрытия авиасообщения с Европой, выхода международных авиакомпаний из BSP Россия и блокировки российских карт стало главным требованием клиентов к агентствам делового туризма.

Устойчивость к внешним изменениям, наличие договоров с зарубежными партнерами в иностранных BSP, возможность не просто предлагать альтернативные сценарии поездки, но оформлять билеты любых авиакомпаний на востребованные маршруты и проводить любые платежи стало основным преимуществом поставщика на фоне санкций и гарантией обеспечения бесперебойной командировочной активности клиента. Этот год стал действительно уникальным с точки зрения поиска новых решений и расширения границ возможностей.

Новые стандарты коммуникации с клиентом – скорость, персонализация и омниканальность – требуют от агентств делового туризма новых подходов к сервису. Сегодня необходимо иметь возможность оформить заявку на командировку не только в онлайн-системе, по почте или по телефону, но и из любого мессенджера, будь то WhatsApp, Telegram или встроенный корпоративный чат. Сотрудники клиента не приемлют формальных ответов, поэтому эмпатия и человеческое общение стали неотъемлемой частью сервиса. А ответ должен быть не только максимально персонализированным, но и быстрым: пометка «срочно», означающая не более 15 минут на обработку запроса, в 2022 году стояла в 53% обращений.

Тренд на сокращение горизонта планирования командировок, появившийся в «пандемийном» 2020 году, сохранился и в 2022. В 2019 году 45% зарубежных и 31% внутренних командировок оформлялось более чем за 14 дней до планируемой даты поездки, а сейчас почти 60% деловых поездок оформляется менее чем за 7 дней до отправления.

Стремление бизнеса упростить процесс оформления командировок, сократить время работы сотрудников и, как следствие, оптимизировать расходы на деловые поездки привело к самому большому за последние годы всплеску спроса на автоматизацию бизнес-процессов – он составил 46% к 2021 году. Наиболее востребованными стали проекты, обеспечивающие передачу информации по API, интеграцию с кадровыми и бухгалтерскими системами клиента и переход на полностью «бесшовный» процесс оформления деловых поездок на одной платформе.

Среди перспективных трендов эксперты «Аэроклуба» прогнозируют рост запросов на новые финансовые инструменты, например, виртуальные карты, повышение спроса на квартиры и апартаменты для длительного проживания вместо отелей. Также предполагается новый для России тренд на «экологичные командировки»: внедрение соответствующих инструментов отчетности и контроля, так и расширение спектра безбумажных сервисов.