Эксперты РСТ обсудили региональные проблемы и перезагрузку маршрута «Золотое кольцо»
Российский союз туриндустрии (РСТ) провел открытое заседание регионального совета в рамках экспертного тура по городам Золотого кольца: Москва – Ростов Великий – Кострома – Ярославль – Переславль-Залесский – Сергиев Посад.
В мероприятии приняли участие вице-президент РСТ и глава Регионального совета Ольга Санаева, вице-президент РСТ Юрий Базыкин, руководители отделений союза и представители турбизнеса из 21 региона.
«Каждый год мы обсуждаем основные проблемы, с которыми сталкивается турбизнес на местах, обсуждаем, как эффективнее их решать, – сказала RATA-news Ольга Санаева. – Встреча прошла очень конструктивно».
Она также подчеркнула, что тур состоялся благодаря активному участию администраций Московской, Костромской и Ярославской областей, которые полностью взяли на себя прием группы экспертов – размещение, питание и экскурсионную программу. «В каждой области с нами встречались руководители департаментов туризма и министерств культуры. Это очень важно для региональных операторов, они имели возможность получить информацию из первых рук», – заметила г-жа Санаева.
На заседании обсуждались основные проблемы организации турбизнеса в регионах, варианты его поддержки из регионального и федерального бюджета, а также необходимость обновления маршрута «Золотое кольцо».
«Подобный формат общения с экспертами позволят, среди прочего, осуществить нашу с коллегами давнюю мечту – перезагрузить Золотое кольцо. В областях, которые входят в маршрут, существуют общие проблемы, в основном, инфраструктурные. Например, нехватка туалетов – эту задачу, видимо, надо решать уже на федеральном уровне. Есть проблема автобусных парковок, строительства кафе, дорог и т.д.», – сказала на открытия заседания заместитель министра культуры Московской области Надежда Жилкина. В московском регионе, по ее словам, проживает около 20 млн человек, это огромная аудитория, поэтому так важно наладить совместные программы и их продвижение, проводить инфотуры по соседним областям и по России в целом.
Директор департамента туризма Ярославской области Юлия Рыбакова напомнила, что Золотое кольцо как продукт устаревает: «Все, кто хотел, уже проехал этим маршрутом, и не раз, а новое поколение его не понимает. Есть также идея территориального расширения маршрута, но, на мой взгляд, это его размоет, а значит убьет. Так уже отчасти происходит после создания «Серебряного ожерелья России» по древним городам северо-запада России».
В прошлом году страна отмечала 50-летний юбилей Золотого кольца, и 21 ноября в городах маршрута решили каждый год отмечать день его рождения. «Это достойный праздник в низкий сезон, когда загрузка и цены в отелях снижаются. Для начала мы сделали подарочные туры по маршруту для супругов, отметивших золотую свадьбу. Уже обсуждается идея праздновать ситцевую свадьбу в Иваново, деревянную в Суздале, и т.д.», – сообщила г-жа Рыбакова.
Она уверена, что надо строить на Золотом кольце тематические развлекательные парки, чтобы продвигать «сказочные» бренды. «Это будет интересный продукт. Только на территории Ярославля восемь таких брендов – Баба-Яга, Емеля, Курочка Ряба и другие. Можем сделать совместный продукт с соседями», – считает Юлия Рыбакова.
О взаимодействии с регулятором отрасли в переходный период – с 14 сентября Ростуризм перешел в подчинение Минэкономразвития – рассказал Юрий Барзыкин. Он уверен, что необходимо наладить диалог с министерством, сохранив прежние наработки с участием Минкультуры. «Отношения бизнеса и власти меняются, пришло понимание, что туризм – это универсальная площадка для государственно-частного партнерства, выгодная обеим сторонам. Нам самим сейчас надо определиться, на каких направлениях стоит сделать акцент. Например, это вопросы субсидирования операторов внутреннего и въездного туризма, а также авиаперевозки, работа со страховщиками, законодательное регулирование, аттестация экскурсоводов», – подчеркнул г-н Барзыкин.
Директор петрозаводской компании «Лукоморье» Ольга Лукина также не сомневается, что проблемы в регионах одинаковые и поэтому всем понятны. Она очертила круг вопросов, наиболее часто обсуждавшихся в группах перед заседанием Регионального совета. «На первом месте для дальних направлений стоят транспортные расходы. До нас сложно доехать, стоимость перевозки не способствует развитию туризма. На втором – деятельность нелегитимных игроков рынка. Наши функции с удовольствием взяли на себя суперактивные родители, учителя, музейщики и те, кто почему-то считает себя специалистами в туризме. Но все это – до первого прокола или несчастного случая», – заверила она. Также эксперт отметила сложный документооборот и налогообложение. Не хватает регионалам и поддержки государства в продвижении туров по России.
О жесткой системе налогов также упомянула глава Ассоциации предприятий индустрии туризма Калининградской области Тамара Торопова. По ее словам, даже государственные субсидии подлежат налогообложению. «В Калининграде крупные операторы выездного туризма сошли со сцены, работают только как поставщики услуг. Но такая же ситуация может случиться и во внутреннем туризме. Нужен пересмотр, в том числе, понятийного аппарата в законе, регуляция социальных отчислений», – сказала она. Г-жа Торопова предложила организовать на сайте РСТ живую дискуссионную площадку.
Заместитель генерального директора компании «Роза ветров» Ирина Глазкова осветила вопросы, касающиеся структуры РСТ. По мнению экспертов, невозможно эффективно взаимодействовать одновременно с 85 регионами, поэтому необходимо разнести отделения по федеральным округам. «Тогда центр будет взаимодействовать с представителями округов, те, в свою очередь, с регионалами. Общение пойдет результативнее», – заверила она. Пересмотра требуют условия вступления в РСТ. Компании, которые будут руководить региональными отделениями, должны понимать, какие преимущества дает членство в такой крупной авторитетной организации. «Важна также защита турбизнеса, в первую очередь, юридическая», – подчеркнула г-жа Глазкова.
Марина Лабутина, директор Регионального союза туроператоров – отделения РСТ Московского региона, добавила, что на недостаточность юридической помощи действительно жалуются многие компании: «На сайте РСТ редко разъясняются изменения в законодательстве». Обсуждался также вопрос имиджевой поддержки компаний, входящих в РСТ.
Директор раменской компании «Тур&Сервис» Елена Солнцева коснулась административной поддержки по снятию многочисленных запретов, касающихся сферы детского туризма, и разработки федеральной программы стимулирования турпоездок по своей стране. «Необходимо привлекать турбизнес к участию в планировании бюджетных средств в регионах. Также нужны субсидии на сборные туры во внутреннем туризме в период межсезонья, финансовая поддержка событийных мероприятий и праздников в регионах, – сказала г-жа Солнцева. – И конечно, введение туроператорского тарифа на входные билеты, авиа- и железнодорожную перевозку».
Как добавил руководитель отделения РСТ-Германия Гернод Лоозе, региональные операторы, по его опыту, часто не готовы к приему туристических групп, в частности, из Германии. «В России много чего можно показать иностранным туристам, но готового качественного продукта зачастую не существует. Мы можем помогать, обсуждать эти вопросы с российскими партнерами, чтобы вместе разобраться, чего не хватает, по крайней мере, немецкому рынку», – сказал он.
Отделение РСТ-Германия сейчас готовит большой каталог по России для местного турбизнеса. Гернод Лоозе пригласил коллег на второй туристический германо-российский форум, который пройдет в Дрездене 24-27 января 2019 года.
Об экспертном туре читайте в ближайших номерах RATA-news.
Наталья Панферова, RATA-news
Фото автора
РОССИЯ
Олег Теребенин
Visit Murmansk, владелец
«Мурманск – это не только северное сияние»Татьяна Антипина
«Покровск-Тур», руководитель
«В Саратове должен появиться достойный маршрут на космическую тему»Инна Столбова
«Стиф», директор
«Пандемия обеспечила Великому Новгороду большое количество вип-туристов»Ансар Даминов
«Шелковый путь», директор
«Многим интересно понять, почему Марий Эл называют последними язычниками Европы»Петр Берников
«Русский север», генеральный директор
«Русский север» показывает Карелию и Соловки во всем многообразииОльга Миронова
«Королевство путешествий», директор
«На «Демидовском маршруте» туристы видят, как льется металл – зрелище фантастическое!»Наталья Врублевская
«БусАвтоТрак», генеральный директор
Как и почему появился частный музей «Донская рыба»Наталия Судакова
«Судаков Тревел», исполнительный директор
«Таганрог не зря называют старшим братом Петербурга»Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»