Гастрономический туризм – потенциал и инструменты развития
В рамках выставки «Интурмаркет» прошла конференция, главной темой которой стал гастрономический туризм. Для туристического бизнеса это новое направление – UNWTO лишь в 2015 году выделило его в отдельную отрасль. Отдала ему должное и ЮНЕСКО, признав нематериальным наследием человечества. Стремительно развивающийся «вкусный» туризм может стать драйвером развития региона, создаст новые рабочие места. Объем мирового рынка гастротуризма – $45 млрд. Кстати, исследование испанской школы туристического и гостиничного бизнеса Ostelea выявило, что российские туристы занимают в Испании второе после американцев место по расходам на кулинарные деликатесы. Наш турист в среднем тратит в поездке €346 на гастрономию, граждане США – €391.
На примере клиентов собственной компании генеральный директор Travel Hunter Маргарита Полоник, восьмой год осваивающая эту область туризма, обрисовала примерный портрет российского потребителя такого турпродукта. По ее словам, средний возраст туриста-гурмана – 34 года, интерес к такого рода поездкам в равной степени проявляют и мужчины, и женщины.
Гастротуризм не самое дешевое направление, средний чек равен примерно $2 тыс. За эти деньги «охотник» предлагает посещение ферм и рынков, участие в мастер-классах, знакомство с культурными достопримечательностями. В программу любого гастротура, как правило, входит дегустация различных блюд местной кухни. Поездки в сельскую местность ориентированы на экологически чистую продукцию и предполагают, например, сбор овощей и фруктов. Городские могут включать в себя посещение фабрики или цеха, которые производят продукты питания, с дегустацией выпускаемого товара.
Г-жа Полоник выделила основные бонусы, на которые сможет рассчитывать компания, вставшая на путь освоения гастрономического туризма. По ее мнению, это – отсутствие сезонности для подобного турпродукта и возможность увеличить количество возвратных туристов. «Клиент не прочь поехать туда, где он уже был, но уже с другими целями – гастрономическими», – пояснила Маргарита Полоник.
Недавно в продуктовой линейке Travel Hunter, который «охотился», главным образом, за рубежами нашей родины, появился первый российский проект – гастрономический маршрут по Астраханской области, в котором объединены культура, еда, производство и мастер-классы. Главный специалитет – арбуз, туристы попробуют варенье из арбуза, арбузный мед и даже маринованные арбузы.
Президент Национальной ассоциации специалистов событийного туризма Олег Алексеев уверен, что для России с ее многонациональным населением и разнообразием природно-рекреационного потенциала гастротуризм – перспективное направление. Чтобы найти продукт, на который можно будет сделать ставку, придется провести исследование и совершить экскурс в историю региона. Но однажды выбранный специалитет может стать визитной карточкой и маленькой деревни, и целой страны. Например, сыр Эмменталь прочно ассоциируется сегодня со Швейцарией («эмменталь» в переводе с немецкого – долина реки Эмме), а сыр Гауда, названный в честь одноименного города, с Голландией.
В России таким удачным выбором стал чак-чак, который неразрывно связан в нашем мироощущении с Татарстаном. Этот десерт – самый ходовой на сегодняшний день туристический сувенир республики. Медовуха – традиционный русский слабоалкогольный напиток. Готовят его в разных российских городах, но первое, что вспоминается при ее упоминании – популярный туристический городок Суздаль. Историк кулинарии Павел Сюткин весьма аппетитно рассказал об истории возникновения хмельного напитка, раскрыл тайны приготовления медовухи.
Исполнительный директор всероссийского фестиваля-конкурса «Туристический сувенир» Вероника Косых убеждена, что привезенный из поездки вкусный подарок способен вернуть человека туда, где он его купил. Сувенир съеден или выпит, но им хочется насладиться вновь – желание испытать то же удовольствие превращает простого человека в повторного туриста.
Удачной гастрономической концепцией Олег Алексеев считает фестивали. В числе положительных примеров, на его взгляд, Балаково, где проводится «Клубничный фестиваль», ярославская гастронеделя «Пир на Волге» и многие другие. Подобные мероприятия становятся все более популярными в туристической среде. Праздник русского холодца в Павловом Посаде в 2016 году посетили около 3 тыс. гостей, а в прошлом – уже 5 тыс. Вот такие студенистые шедевры были представлены в этом году.
Настоящей гастроэкономической бомбой стало открытие сыроварни в селе Алексей-Никольское в Приморском крае. Сыр помог привлечь туристов – и российских, и зарубежных, в основном, из Китая. Появились новые рабочие места, так как этой темой сегодня занимаются уже три соседних села, объединившихся под общим брендом «Веселая сыроварня». Г-н Алексеев заметил, что при организации подобных мероприятий не нужно стесняться использовать административный ресурс. Вот иностранные коллеги им не пренебрегают. В частности, в Парме, где проводится фестиваль, посвященный пармской ветчине, власти обязали участвовать в нем все 164 ее местных производителя.
Мало найти уникальный продукт, важно правильно его продвинуть. Самый успешный пример, пожалуй, Октоберфест. Ежегодный пивной фестиваль собирает в Мюнхене до 6 млн гостей и приносит городу доход в €500 млн. И о помидорной битве «Томатина» в испанском Буньоле знают во всем мире, а о фестивале «Сызранский помидор» и в России мало кому известно.
О том, что нашему помидору нужно делать, чтобы «раскрутиться», рассказал руководитель компании Appreal LLC Андрей Сулейков. В частности, он говорил о возможностях интернета. На сайте TopTripTip есть слой, посвященный гастротуризму, где собрана подробная информация о «вкусных» музеях, о гастрономических мероприятиях, маршрутах, сувенирах.
Гастро-туристический портал о России RestExpert, организовавший конференцию, подскажет что посмотреть, где поесть и как правильно выбрать. Информация представлена на русском, китайском, немецком и английском языках. Ресурс описывает 122 города России, 1500 достопримечательностей и 20 тыс. российских ресторанов, которые отбирались по 200 параметрам. «Более 60% иностранных туристов ищут в России гастрономических впечатлений», – сказал генеральный директор компании RestExpert Валентин Шубин. Он отметил, что, показывая на сайте ресторан, они обязательно описывают то, что можно посмотреть рядом, в каких праздниках и фестивалях поучаствовать.
Пример оптимального позиционирования на рынке – московский ресторан «Русский». Расположен он в Москва-Сити, на 85 этаже башни «Око». Это – самый высокий ресторан в Европе. Вид, открывающийся из его огромных, от пола до потолка, окон потрясает. Недаром слоганом ресторана служат слова «Выше только любовь!». Но не только невероятной площадкой славен «Русский». В меню блюда русской кухни, причем, не просто слепо повторенное бабушкино наследие, а очень бережно переосмысленное. Здесь можно попробовать топленое молоко или гурьевскую кашу, которых нет ни в одной кухне мира, приготовленные в настоящей русской печи.
Меню представлено на нескольких языках, на чем настаивал Валентин Шубин, есть свои многоязычные экскурсоводы, рассказывающие о Москве с высоты птичьего полета. Есть уникальный ледяной Ice Bar. В ресторане считают, что это «идеальное место для тех, кто хочет глубже понять загадочную русскую душу». Для детей, пришедших с родителями – трехуровневая детская комната, где маленьких гостей встречают аниматоры. Средний чек на человека – 2,5 тыс. рублей.
Любовь Булгакова, RATA-news
РОССИЯ
Олег Теребенин
Visit Murmansk, владелец
«Мурманск – это не только северное сияние»Татьяна Антипина
«Покровск-Тур», руководитель
«В Саратове должен появиться достойный маршрут на космическую тему»Инна Столбова
«Стиф», директор
«Пандемия обеспечила Великому Новгороду большое количество вип-туристов»Ансар Даминов
«Шелковый путь», директор
«Многим интересно понять, почему Марий Эл называют последними язычниками Европы»Петр Берников
«Русский север», генеральный директор
«Русский север» показывает Карелию и Соловки во всем многообразииОльга Миронова
«Королевство путешествий», директор
«На «Демидовском маршруте» туристы видят, как льется металл – зрелище фантастическое!»Наталья Врублевская
«БусАвтоТрак», генеральный директор
Как и почему появился частный музей «Донская рыба»Наталия Судакова
«Судаков Тревел», исполнительный директор
«Таганрог не зря называют старшим братом Петербурга»Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»