Узбекистан глазами туроператора: как меняется страна и что это дает туризму
В то время, как рынок обсуждал решение правительства Узбекистана открыть небо для чартерных рейсов из других стран, директор компании «Жарков-Тур» Андрей Жарков находился именно в Узбекистане. Туроператор давно работает на этом направлении: г-н Жарков родился в Узбекистане, с 17 лет работал там гидом, так что страну объездил вдоль и поперек, и сейчас бывает по два-три раза в год. Эксперт рассказал RATA-news, что изменилось в стране за последнее время и что это дает туризму.
Путешествие начинается с аэропорта, и первое, что отметил Андрей Жарков – изменения в работе таможни в Ташкенте. Раньше приходилось тратить на таможенный досмотр долгие часы, и это было настоящей головной болью для туристов и операторов, а сейчас все максимально упрощено. Как и во многих других странах, есть два коридора – зеленый для тех, у кого с собой наличных денег до $2 тыс., красный – более $2 тыс. Но и красный коридор не требует особой бумажной волокиты, достаточно указать сумму в декларации.
Узбекистан становится все более открытым – интернет есть почти везде, много кафе с европейской кухней. Меню – обязательно на русском и английском. Ташкент сильно ориентирован на европейских туристов. Большинство из них едет весной и осенью, но в этом году итальянцы и испанцы впервые поехали и летом.
Строится много отелей, но их по-прежнему недостаточно. Большинство наиболее востребованных обычно бывают уже забронированы к высокому сезону, который приходится на весну. Сервис в гостиницах пока слабоват, не хватает профессиональных кадров, поэтому порой обслуживание может не соответствовать ожиданиям туриста.
«Например, в Самарканде я в этот раз остановился в отеле Dilimah 4*, который позиционирует себя как luxury premium. Но все оказалось очень далеко от стандартов этого уровня, отношение персонала и собственников отеля тоже ниже критики. Мы даже сняли этот отель с нашего сайта, – рассказал RATA-news г-н Жарков. – И, напротив, небольшой отель Basilic в Бухаре поразил теплым отношением, фантастическими интерьерами, упоительным ароматом базилика. Все продумано до мелочей, чувствуешь себя желанным гостем».
Большие надежды вселяет тот факт, что в Узбекистан пришли, наконец, международные гостиничные сети Hyatt и Hilton. Первый отель уже открыт, второй должен заработать к концу года.
В стране открываются новые музеи. «Скоро откроется один из оригинальных памятников архитектуры в Ташкенте – дворец князя Николая Романова, построенный в конце XIX века в стиле модерн. В последнее время он использовался как дом приемов МИД Узбекистана, но сейчас станет музеем», – рассказал Андрей Жарков. Еще одна хорошая новость – на свое место в центре Ташкента вернулся знаменитый монумент Дружбы народов. Это памятник кузнецу Шаахмеду Шамахмудову и его жене Бахри, которые в годы Великой Отечественной войны приняли 15 детей-сирот разных национальностей из многих городов Советского Союза, оказавшихся в эвакуации в Ташкенте. Его открыли в 1982 году напротив Дворца дружбы народов, в 2008 году перенесли на окраину города, а теперь вернулся в центр столицы. «Хороший символический жест, особенно на фоне отношения некоторых других стран СНГ к России и нашей общей истории», – заметил эксперт.
Введение с 1 октября режима «открытого неба» в ряде международных аэропортов Узбекистана г-н Жарков также считает положительной новостью. Если, конечно, возросший турпоток не «споткнется» об ограниченный номерной фонд.
По словам Андрея Жаркова, особенно важно, чтобы небо открылось для регулярных иностранных перевозчиков: «Сейчас в Узбекистан могут летать только «Узбекские авиалинии», Turkish Airlines и «Аэрофлот». Сервис на рейсах узбекского перевозчика оставляет желать лучшего. А у «Аэрофлота» высокие цены. Надеюсь, появление конкурентов заставит его изменить ценовую политику».
При расширении перевозки российским туристам, возможно, станет выгоднее летать транзитными рейсами через европейские страны. В любом случае, у них появится выбор. С чартерами, по словам эксперта, и сейчас нет особых проблем. Туристы из Японии, Франции прилетают в Узбекистан именно чартерными рейсами.
Напомним, нововведения коснутся четырех городов Узбекистана. В частности, в Бухаре будет «открытое небо» с применением «пятой свободы», но только в отношении иностранных граждан, то есть самолеты любых стран могут привозить сюда иностранных туристов и улетать в третью страну. А три аэропорта – Карши, Термез, Нукус – открываются полностью.
Андрей Жарков считает особенно перспективным открытие для зарубежных рейсов аэропорта в городе Нукус. Он ближе всего расположен к таким уникальным достопримечательностям Узбекистана, как плато Устюрт с его инопланетными пейзажами, кладбище погибших кораблей, грандиозный древний некрополь Миздахкан, а также быстро исчезающее Аральское море.
А полеты в Термез откроют туристам совсем неизвестный Узбекистан – не мусульманский, а буддистский. Здесь, недалеко от руин старого города Термеза находится буддистский храмовый комплекс Фаязтепа, относящийся к I-III векам нашей эры. По просьбе посольства Бирмы «Жарков-Тур» отправлял сюда главу буддистов этой страны.
Андрей Жарков находился в Узбекистане более 20 дней и все это время вел фото- и видеорепортажи на своей странице в Фейсбуке.
Светлана Ставцева, RATA-news
РОССИЯ
Олег Теребенин
Visit Murmansk, владелец
«Мурманск – это не только северное сияние»Татьяна Антипина
«Покровск-Тур», руководитель
«В Саратове должен появиться достойный маршрут на космическую тему»Инна Столбова
«Стиф», директор
«Пандемия обеспечила Великому Новгороду большое количество вип-туристов»Ансар Даминов
«Шелковый путь», директор
«Многим интересно понять, почему Марий Эл называют последними язычниками Европы»Петр Берников
«Русский север», генеральный директор
«Русский север» показывает Карелию и Соловки во всем многообразииОльга Миронова
«Королевство путешествий», директор
«На «Демидовском маршруте» туристы видят, как льется металл – зрелище фантастическое!»Наталья Врублевская
«БусАвтоТрак», генеральный директор
Как и почему появился частный музей «Донская рыба»Наталия Судакова
«Судаков Тревел», исполнительный директор
«Таганрог не зря называют старшим братом Петербурга»Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»