Ни цента Бушу, ни марки Колю
На вопросы RATA-newsотвечает генеральный директор иркутской компании «БайкалКомплекс» Юрий Немировский
- Что Вы скажете о ситуации с приемом в регионе иностранных и российских туристов?
- Поток прибывающих в область зарубежных гостей в течение последних
нескольких лет растет на 15-20% в год, но это преимущественно летние транзитные туристы, которые едут по Транссибу из Москвы в Китай и останавливаются в нашем регионе на 1-2-3 дня. Во всяком случае, такой вывод я могу сделать, исходя из объемов оказанных услуг на примере нашей фирмы и местных компаний-конкурентов. Зимой мы принимаем в месяц в 2-3 раза меньше туристов, чем летом за один день. Правда, еще несколько лет тому назад за один летний день мы принимали в 3-4 раза больше туристов, чем за зимний месяц, так что уже есть прогресс и в зимнем туризме на Байкале.
Поток россиян, которые приезжают в наш регион, очень сдерживает высокая стоимость авиаперелета. Летом цена авиабилета Москва – Иркутск - Москва приближается к 450-500 долларам, и даже при недорогом местном обслуживании стоимость тура получается очень высокой. Думаю, если бы стоимость перелета была хотя бы 250-300 долларов, то российских туристов на Байкале было бы гораздо больше. На поезде от Москвы до Байкала ехать слишком долго, больше трех суток. Хотя я бы порекомендовал всем россиянам хотя бы раз проехаться по Транссибу от Москвы до Иркутска, а то и до Владивостока.
И все же растет и российский туризм в нашем регионе. Чаще всего едут москвичи. Главное, чем хороши для турфирм соотечественники – они прибывают на Байкал минимум на неделю, а иностранцы, как правило, всего на двое суток. Соответственно россиянин и денег у нас оставляет больше.
Причины увеличения роста въезда россиян и иностранцев различны. Рост по иностранным туристам наблюдается за счет их оттока от путешествий в мусульманские страны. Сибирь, в том числе Байкал (а также Монголия и Китай, куда едут большинство «наших» иностранных туристов) – регионы спокойные, удаленные от любых не только террористических, но и социальных потрясений. Рост же потока российских туристов связан, на мой взгляд, в первую очередь, с ростом доходов населения, и определенную часть заработанных средств потребитель уже может направить не на первоочередные нужды, а на отдых. Безусловно, в обоих случаях свою роль играет и централизованное продвижение региона, активизировавшееся с появлением департамента туризма в областной администрации. Это и участие в выставках, и издание каталогов, и другие акции.
Хочу подчеркнуть, что одной их важных характеристик социального портрета «байкальского» иностранного клиента является то, что это не пляжник, а приверженец познавательного отдыха и активных видов туризма.
- С какими проблемами вы столкнулись в прошедшем летнем сезоне в этом сезоне?
- И в этом сезоне, и в прошлом, и еще раньше – проблемы одни и те же. Могу перечислить по пунктам. Нехватка в сезон железнодорожных билетов на транзитные поезда и продажа билетов в транзитные поезда без указания места. Мы не можем обещать пожилому человеку нижнюю полку, а до Владивостока, например, ему от Иркутска ехать трое суток. Проблемой является и недостаточное количество вагонов СВ в поездах местного формирования на Москву и в Монголию - это основное направление иностранных туристов в летний сезон.
Как и везде, огромный дефицит мест размещения в Иркутске и на Байкале. Уже сейчас у нас не подтверждаются довольно большое число групп по гостиницам даже в Иркутске.
Очень низкое качество туристических автобусов. Из-за больших таможенных пошлин автотранспортные компании вынуждены покупать очень старые машины. А в России свои автобусы туристического класса не производятся.
Неразумно высокие цены за оформление виз в российских консульствах за рубежом отпугивают многих туристов. Если цена визы для россиянина в Европу, которая оформляется 2-3 дня, составляет 40-45 евро, то иностранный турист вынужден платить за такую же визу 120-180 и более евро, если он хочет получить ее в те же 2-3 дня. Давайте уровняем иностранных туристов в правах с россиянами хотя бы по цене получения визы.
Отсутствие международного автоперехода поселок Монды (Россия) - поселок Ханка (Монголия), который бы позволил туристам с озера Байкал или из Иркутска через 4-5 часов попасть в Монголию на озеро Хубсугул. И наоборот. Тогда бы притягательность приключенческих туров в связке озеро Байкал - озеро Хубсугул резко увеличилось, соответственно выросло бы число иностранных туристов. Переход строят, но очень уж медленно.
Очень портит впечатление о поездке в Россию «стандарты» обслуживания в наших ресторанах.
- Как Вы оцениваете имеющуюся базу размещения? Какие дома отдыха и пансионаты считаются самыми популярными?
- С пансионатами и домами отдыха мы не работаем, а из гостиниц оказались наиболее востребованы «Байкал-Отель», который заметно улучшил качество части номерного фонда, а также «Ангара» и «Сан-Отель». С другой стороны, в Иркутске нет других гостиниц уровня 3-4 звезды с количеством номеров, достаточным для групп, разве что еще можно добавить «Байкал-Бизнес центр». Итого всего четыре гостиницы.
- Расскажите о ваших зимних программах.
- Качество зимних программ во многом зависит от ассортимента услуг, представляемых контрагентами, из предложений которых мы составляем туры и продвигаем их по своим каналам. В этом последние несколько лет наблюдается ощутимый прогресс. Сейчас можно арендовать собачью упряжку, мотонарты. В этом году в поселках Листвянка и Николе (сейчас это фактически один населенный пункт) построили центр иностранного транзитного туризма на Байкале, два горнолыжных подъемника, горку для катания на тюбах с миниподемником. Со своей стороны, через Сибирскую Байкальскую ассоциацию туризма мы добиваемся социальных сдвигов в подготовке зимних туров. Например, стараемся открывать новогодние елки и организовывать городские праздники раньше традиционных сроков - например, к католическому рождеству, чтобы зарубежные гости не ощущали себя в нашей стране чужими.
- А какова ситуация с выездом?
- Наша компания работает исключительно на прием – как говорится, ни цента Бушу, ни пенса Блеру, ни марки Колю. Иностранных туристов принимаем с 1991 г.
- Где лично Вы предпочитаете отдыхать?
- Как многие мои коллеги, я сапожник без сапог: летом не удается отдыхать уже много лет. А зимой по выходным - беговые лыжи, специально купил дачу в лесу между Иркутском и Байкалом. А еще отдыхаю… на туристических выставках. Это хоть и работа, но совсем иная. Для меня выставка - это как рыбалка. Каждый день надеешься поймать крупного клиента, но пока, в основном, одни поклевки или какая-то мелочь. Большой клиент, если уж попался кому на крючок, то редко переходит на соседнюю удочку.
На снимке: Юрий Немировский
РОССИЯ
Олег Теребенин
Visit Murmansk, владелец
«Мурманск – это не только северное сияние»Татьяна Антипина
«Покровск-Тур», руководитель
«В Саратове должен появиться достойный маршрут на космическую тему»Инна Столбова
«Стиф», директор
«Пандемия обеспечила Великому Новгороду большое количество вип-туристов»Ансар Даминов
«Шелковый путь», директор
«Многим интересно понять, почему Марий Эл называют последними язычниками Европы»Петр Берников
«Русский север», генеральный директор
«Русский север» показывает Карелию и Соловки во всем многообразииОльга Миронова
«Королевство путешествий», директор
«На «Демидовском маршруте» туристы видят, как льется металл – зрелище фантастическое!»Наталья Врублевская
«БусАвтоТрак», генеральный директор
Как и почему появился частный музей «Донская рыба»Наталия Судакова
«Судаков Тревел», исполнительный директор
«Таганрог не зря называют старшим братом Петербурга»Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»