Религиозный туризм поможет наладить контакт между народами мира
Мировой объем доходов от религиозного туризма составляет $18 млрд. Почти $4 млн. из них, или примерно 2%, по вполне понятным причинам получает Италия. Ежегодно совершается без малого 3,5 млрд. путешествий по местам, имеющим прямое или косвенное отношение к какой-либо из мировых религий. В путь отправляются 300-350 млн. человек. Из них 12% – в возрасте от 20 до 30 лет, около 39% – от 30 до 50 лет, 36% – от 50 до 70 лет и 8% – больше 70 лет. Иными словами, религиозными турмаршрутами идут, в основном, любознательные люди самого активного возраста.
Такие цифры привел профессор Международной туристской академии (МТА) Владимир Новиков, выступая на конференции «Развитие религиозного туризма в России», прошедшей в рамках выставки «Отдых/Leisure-2010». Не случайно UNWTO считает религиозный туризм одним из самых перспективных направлений, объясняя это тем, что современный человек в поисках духовного обогащения стремится получить более глубокие знания о религии.
Г-н Новиков отметил, что религиозный туризм за последние годы смог трансформироваться из поездки с полунищенским бюджетом в весьма приличное путешествие. В качестве примера Владимир Новиков привел кругосветный вояж с посещением всех значимых религиозных достопримечательностей земли, который недавно предлагал одним из зарубежных туроператоров. «Тур был очень востребован», – заметил г-н Новиков.
Из тенденций последних лет профессор обратил внимание на участившееся совмещение обычных турпоездок с религиозной составляющей. Крупнейшие мировые туристические выставки начинают проявлять интерес к религиозному туризму. В частности, Миланский турфорум организовал специальный раздел, посвященный этому направлению. В Европе возрождаются древние пути, по которым шли от святыни к святыне пилигримы. Например, вновь проложен один из древнейших в Европе христианских паломнических маршрутов «Дорога Святого Якова». Он уходит корнями в IX век, а в XX веке объявлен ЮНЕСКО культурным достоянием человечества.
В заманчивом списке турпредложений многих стран появились названия религиозных парков. В Аргентине открыт тематический развлекательный комплекс «Святая земля», где мирно соседствуют католический храм, синагога и мечеть. Посетителям парка предоставляется возможность проследить в стилизованных под старину многочисленных павильонах всю жизнь Иисуса Христа – от рождения до распятия и воскрешения. Есть своя «Святая земля» и в американской Флориде. Организуются даже специальные религиозные круизы. «Представьте себе, идет по морю корабль, а для его пассажиров проводятся различные культовые мероприятия, предлагаются книги религиозного содержания», – рассказал г-н Новиков.
Появилась и совершенно новая форма религиозных программ – поездки волонтеров, которые строят дома, помогают местному населению убирать урожай. И все это вместе с обычными туристическими мероприятиями – экскурсиями, ужинами в колоритных ресторанчиках. Такие группы, в частности, помогали Америке ликвидировать последствия катастрофы, случившейся по вине урагана «Катрина» в 2005 году.
Вместе с тем, ученые призывают не путать религиозный туризм с паломническими турами. Как определил профессор Российского экономического университета имени Г.В.Плеханова Сергей Скобкин, первое - это коммерческое посещение святых мест с познавательными целями. Его приверженцы, в отличие от паломников, которые совершают духовный подвиг, никогда не занимаются религиозной практикой и не придерживаются строгих культовых правил. «Туристы, интересующиеся религиозными турами, это, как правило, обеспеченные люди в возрасте от 45 лет, – уточнил г-н Скобкин. – Им важны комфорт в пути, необходима экскурсионная составляющая путешествия и разнообразная культурная программа».
Религиозный туризм приносит не только экономическую выгоду местному населению, госструктурам, частным предпринимателям и культовым организациям, но и создает благоприятный климат для установления дружеских контактов между путешественниками и местными жителями, помогает преодолевать накопившиеся в обществе проблемы и снижает напряженность в мире. В России, несмотря на появление фирм, занимающихся предоставлением узконаправленных услуг, развитие религиозного туризма пока еще нельзя назвать достаточным. Огромный потенциал, базирующийся на уникальных культурно-исторических ценностях нашей страны, остается пока еще мало реализованным.
В числе причин, мешающих позитивным сдвигам, можно назвать неразвитую инфраструктуру, дефицит информации о достопримечательностях и маршрутах, слабую связь между турфирмами и религиозными организациями, недостаток квалифицированных кадров. Положительную роль, по мнению участников конференции, должны сыграть благотворительные организации и частный бизнес, способные поддержать формирование поездок с религиозно-просветительскими целями хотя бы для социальных групп населения – пенсионеров, инвалидов, учащейся молодежи. (Любовь Булгакова, RATA-news)
РОССИЯ
Олег Теребенин
Visit Murmansk, владелец
«Мурманск – это не только северное сияние»Татьяна Антипина
«Покровск-Тур», руководитель
«В Саратове должен появиться достойный маршрут на космическую тему»Инна Столбова
«Стиф», директор
«Пандемия обеспечила Великому Новгороду большое количество вип-туристов»Ансар Даминов
«Шелковый путь», директор
«Многим интересно понять, почему Марий Эл называют последними язычниками Европы»Петр Берников
«Русский север», генеральный директор
«Русский север» показывает Карелию и Соловки во всем многообразииОльга Миронова
«Королевство путешествий», директор
«На «Демидовском маршруте» туристы видят, как льется металл – зрелище фантастическое!»Наталья Врублевская
«БусАвтоТрак», генеральный директор
Как и почему появился частный музей «Донская рыба»Наталия Судакова
«Судаков Тревел», исполнительный директор
«Таганрог не зря называют старшим братом Петербурга»Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»