Пакс
RATA-news в Telegram-----------------RATA-news в Telegram-----------------

Через год рынок будет другим

По словам вице-президента РСТ Юрия Барзыкина, власть все чаще слышит голос организации. Тем не менее, ожидающий второго чтения законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в целях усиления ответственности участников туристского рынка и повышения уровня правовой защиты туристов, выезжающих за пределы РФ» вызывает многочисленные нарекания бизнеса. В частности, такие предложения, как работа турагентств «от имени и по поручению», повышение финансовой нагрузки на туроператоров. «От СРО для турагентств мы отбились, от компенсационного фонда агентств – тоже, но нереализуемые идеи продолжают появляться в этом законопроекте. Мы его не поддерживаем и требуем доработки», – сказал Юрий Барзыкин.

Законопроект был предложен в декабре 2014 года, рассмотрен в первом чтении в феврале 2015. Ожидалось, что его могут принять уже к началу высокого сезона-2015, но совместными усилиями ТПП РФ, Совета Федерации и РСТ удалось это отсрочить. Каким будет закон в окончательном варианте, неясно, но он в любом случае окажет серьезное влияние на всю структуру рынка.

«Времена сейчас трудные, но интересные. Через год туристическая картина рынка страны будет совсем другая», – уверен генеральный директор «НТК Интурист» Виктор Тополкараев (фото). Компания решила вступить в ряды РСТ, поскольку считает этот союз уникальной экспертной площадкой, и это позволяет вырабатывать консолидированную позицию отрасли. Роль РСТ в ближайшее время будет возрастать, так как рынок сильно меняется, сказал г-н Тополкараев в своем выступлении на XV съезде РСТ.

По его мнению, выездной рынок, несмотря на прошлогодний коллапс, вполне устойчив, поэтому ему не нужны какие-то дополнительные меры поддержки – достаточно «просто не мешать». «Но, к сожалению, идет очернение, даже какое-то шельмование выездного бизнеса, постоянно муссируются бывшие и будущие банкротства туроператоров. Хотя прошедшие события – это естественное самоочищение рынка. Ситуация довольно типичная для многих стран. Но наша отрасль смогла за себя постоять и вывезти всех пострадавших туристов, – сказал Виктор Тополкараев. – Что же касается снижения спроса, то если бы с аналогичным падением национальной валюты столкнулись западные страны, их выездной туризм вообще бы исчез, а у нас – жив. А это значит, что наша отрасль способна выживать даже в таких экстремальных условиях».

В ходе доработки законопроекта об усилении ответственности выездных туроператоров и определения размера их фингарантий, по мнению г-на Тополкараева, важно разграничить требования к крупным, средним и мелким компаниям. Размер фингарантий должен быть увязан с реальными объемами оператора. Необходимо также четко разграничить ответственность операторов и агентств. И, конечно, надо тщательнее проработать законодательное обеспечение введения электронной путевки, потому что работа в онлайн-пространстве – уже реальность.

30-процентное падение на выездном рынке в этом году компенсировалось таким же ростом внутренних объемов. Но Виктор Тополкараев согласен с Юрием Барзыкиным в том, что никакой эйфории по этому поводу быть не должно, потому что сезон показал не только интерес россиян к отдыху на отечественных курортах, но и многочисленные недостатки в этом сегменте рынка: «Прежде всего, перелет. Не должно быть так, чтобы три часа полета в Турцию стоили меньше, чем два часа в Сочи. Не говоря уже о ценах билетов на Байкал и т.д. И, конечно, необходимо обустраивать зоны массового прилета туристов в российских аэропортах, выделять специально место для стоек туроператоров».

Руководитель Удмуртского отделения РСТ, директор компании «Лина-тур» Елена Захидова также предложила активизировать работу по продвижению туризма в центральных средствах массовой информации и на телевидении. На ее взгляд, помимо рекламы отдельных направлений, нужны интересные телепередачи, пропагандирующие отдых в России, возможно, по типу популярного «Поля чудес».

Компания «Випсервис» также вступила в РСТ в отчетный период, и ее генеральный директор Дмитрий Горин (фото) согласен с тем, что роль организации в ближайшее время будет возрастать: «У нас принимается новый закон, даются поручения президента по развитию туризма. Но в этом, конечно, должен участвовать бизнес». Дмитрий Горин уверен, что его 25-летний опыт работы в транспорте пригодится в работе РСТ.

«Взаимодействие «Турпомощи», РСТ, Ростуризма показало, что мы научились отстаивать общие интересы. Эвакуация наших туристов прошлым летом проходила организованно, планомерно, мы не потратили ни одной государственной копейки. Тем не менее нам надо разработать четкий регламент для таких случаев», – полагает он.