Что происходит на рынке конгрессной деятельности России
Продолжаем рассказывать о прошедшем в Санкт-Петербурге VII форуме «Туризм и курорты», на котором туристическое сообщество Санкт-Петербурга и Северо-Запада обсуждало вопросы развития въездного и внутреннего туризма в России.
В рамках форума состоялась международная конференция «Индустрия конгрессов и делового туризма». С обзором рынка конгрессной деятельности России выступил директор по маркетингу и PR «Агентства социальной информации Санкт-Петербург» Александр Смирнов. По его словам, в настоящее время наша страна не занимает значимого места на международном рынке конгрессной деятельности. Согласно последним исследованиям Россия находится лишь на 26 месте среди стран – организаторов конгрессов, а Москва – на 42 месте. Это свидетельствует об отсутствии четкой государственной политики в этой сфере деятельности, о неразвитости деловой инфраструктуры, о необходимости привлечения профессиональных консультантов и маркетологов для разработки комплексного плана мероприятий по созданию соответствующего конкурентоспособного продукта.
Российский рынок конгрессных услуг пока заметно отличается от аналогичных рынков в Европе: доля международных мероприятий, проводимых в России, очень мала, что объясняется, главным образом, отсутствием современных конгрессных площадок. На объективные характеристики неразвитости рынка конгрессных услуг в России также накладываются негативные особенности, связанные с посещением России иностранцами - высокая стоимость визы и сложность ее получения, неразвитость туристической инфраструктуры и транспорта, высокие цены на размещение в гостиницах и т.п.
Развитие рынка конгрессных услуг в Санкт-Петербурге, как и в Москве, сдерживается отсутствием современных площадок. Фактически возможности города по приему деловых мероприятий ограничены численностью в 1000-1200 участников. Крупнейшие конгрессные площадки Санкт-Петербурга - гостиницы «Прибалтийская» и «Пулковская», Дворец конгрессов в Стрельне, конгрессно-выставочный комплекс «Ленэкспо».
Еще одна особенность петербургского и российского рынка конгрессных услуг - недостаточная активность соответствующих профессиональных ассоциаций, которые являются основными заказчиками и устроителями конгрессов. Поэтому важную роль в организации таких мероприятий играют государственные органы различного уровня и сами операторы этого вида деятельности. В частности, существенным фактором для усиления позиций Петербурга на рынке конгрессного туризма стало бы создание и полноценное функционирование Конгресс-бюро – аналога организаций, существующих во всех туристических центрах мира.
Что касается помещений для проведения рабочей части конгрессов, то предпочтения организаторов выстраиваются следующим образом: на первом месте – конгресс-центры с отелями, составляющими с ними единый комплекс. Их доля - 33%. Отдельно расположенные конгресс-центры интересуют 25% организаторов конгрессов. 21% предпочли отели, располагающие залами для проведения заседаний, и 16% проводили свои мероприятия в университетских городках. Остальные мероприятия проводились в редко используемых в этих целях помещениях – киноконцертных залах, школах, церковных зданиях.
В связи с нехваткой специализированных конгрессных площадок в России и в Санкт-Петербурге сейчас наиболее часто туроператоры и организаторы мероприятий проводят их на базе гостиниц. По мнению экспертов, опрошенных «Агентством социальной информации», очень важным фактором выбора площадки является ее близость к месту проживания участников. Идеальный вариант - когда мероприятие проводится в гостинице, где проживают участники. Отсутствие единого центра, объединяющего конгресно-выставочные площадки и гостиницу, является причиной использования конференц-залов при гостиницах, даже при условии недостаточности площадей. Для Санкт-Петербурга развитие гостиничного сектора и активизация делового туризма взаимосвязаны как нигде, особенно учитывая острую нехватку гостиничных мест в период высокого сезона.
В качестве одного из важнейших факторов, способных увеличить въездные турпотоки в Санкт-Петербург, большинством экспертов признается рост активности Петербурга на рынке конгрессного туризма и, как следствие, увеличение количества деловых мероприятий, проводимых в городе. Однако это требует комплексных усилий всех участников рынка и, прежде всего, городской администрации. Городу необходимо создание специального конгрессного бюро, аналогичного структурам, которые действуют в крупнейших конгрессных центрах мира. В этом случае въезд в Санкт-Петербург иностранцев можно увеличить на 10-15%. (Татьяна Деменева, СЗРО РСТ, специально для RATA-news)
РОССИЯ
Олег Теребенин
Visit Murmansk, владелец
«Мурманск – это не только северное сияние»Татьяна Антипина
«Покровск-Тур», руководитель
«В Саратове должен появиться достойный маршрут на космическую тему»Инна Столбова
«Стиф», директор
«Пандемия обеспечила Великому Новгороду большое количество вип-туристов»Ансар Даминов
«Шелковый путь», директор
«Многим интересно понять, почему Марий Эл называют последними язычниками Европы»Петр Берников
«Русский север», генеральный директор
«Русский север» показывает Карелию и Соловки во всем многообразииОльга Миронова
«Королевство путешествий», директор
«На «Демидовском маршруте» туристы видят, как льется металл – зрелище фантастическое!»Наталья Врублевская
«БусАвтоТрак», генеральный директор
Как и почему появился частный музей «Донская рыба»Наталия Судакова
«Судаков Тревел», исполнительный директор
«Таганрог не зря называют старшим братом Петербурга»Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»