«По отношению к турбизнесу это недобросовестная конкуренция, а для паломников – поражение в правах»
Госдума приняла в третьем, окончательном, чтении закон, предоставляющий церкви исключительное право на организацию паломничества. Далее этот законопроект за номером 14138-7 «О внесении изменений в федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях (в части правового регулирования паломнической деятельности)» отправится в Совет Федерации, который рассматривает его в течение двух недель, и затем – на подпись президенту.
Законопроект с самого начала вызвал серьезные нарекания турбизнеса. По словам генерального директора паломнической службы «Радонеж» Юрия Минулина, туристическое сообщество вообще не участвовало в его разработке. «Я занимаюсь паломническими поездками 30 лет. Среди тех, кто работает в этой области, нет людей не верующих, но с кем из нас даже не консультировали по поводу содержания законопроекта», – сказал он RATA-news. Не было полноценного обсуждения ни с профессионалами, ни с общественностью.
В итоге законопроект оказался даже более жестким, чем ожидали в отрасли. Если в первом и втором чтениях речь шла об изменениях в федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», то в окончательном варианте документ потребовал изменений уже и в закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», конкретно – исключения религиозного туризма из основных понятий отраслевого закона. В свою очередь, действующий закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» должен дополниться новой статьей о том, что исключительное право на осуществление паломнической деятельности имеют религиозные организации непосредственно или путем создания организаций, которые этим занимаются.
Авторы проекта рассчитывают таким образом разграничить обычную туристическую деятельность и паломническую. «Они отличаются именно целью поездок – посещение мест религиозного почитания, участие в религиозных церемониях. Именно поэтому такие поездки должны организовывать религиозные организации», – сказал один из инициаторов проекта Сергей Гаврилов. Это, по его словам, не коммерческая деятельность для получения прибыли. Действительно, религиозные организации вправе заниматься коммерческой деятельностью исключительно для соблюдения устава. Входят ли в это паломнические туры? Закон рождает много и других вопросов.
По словам г-на Минулина, религиозные организации не имеют опыта, навыков и профессиональных кадров для организации паломнических поездок. «Их реальные силы при разработке закона просто не учли. Священнослужители не имеют права водить экскурсионные группы. У них нет разрешения на трудовую деятельность, нет методических пособий и документов по разработке маршрутов», – пояснил он RATA-news.
Как заметил собеседник, в России только один монастырь имеет разрешение на деятельность в статусе юридического лица – Валаамский. Он принимает 120 тыс. человек за сезон, при этом собственно на паломников приходится не более 10%. Обучение экскурсоводов на Валааме ведется с 1992 года. В других религиозных организациях этого, к сожалению, нет.
Правда, в самой РПЦ планируют после принятия закона ответственно подойти к его исполнению: сформировать специализированные паломнические структуры и заняться подготовкой сопровождающих паломников гидов и религиоведов. «Церкви нужна профессиональная подготовка кадров. Сейчас только одна организация в структуре РПЦ готовит экскурсоводов и менеджеров – Свято-Тихоновский институт. Он выпускает 5-6 специалистов в год, и этого на всю страну», – сказал Юрий Минулин.
Он также считает недопустимым вмешательство в закон о туризме. «Вычеркивая религиозный туризм из деятельности турфирм, авторы поправок лишают турфирмы и их клиентов целого пласта деятельности. Религиозный туризм – это не только паломничество, но и экскурсионные, познавательные программы, в том числе по истории религии. Такую поправку принимать нельзя», – заключает Юрий Минулин.
На серьезные нестыковки в законопроекте указал и президент РСТ Сергей Шпилько. Согласно отраслевому закону, туристом считается «лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания, на период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющее не менее одной ночевки в стране (месте) временного пребывания». В целом это определение, по словам г-на Шпилько, соответствует трактовке понятий «туризм» и «турист» в международных рекомендациях по статистике туризма-2008, изданных Статистической комиссией ООН в 2010 году. Согласно этим рекомендациям, которые служат основой формирования национальных систем статистики туризма и соответствующего понятийного аппарата, религиозные цели поездки среди прочих относятся к категории туристических.
«Новый законопроект предлагает исключить слово «религиозный» из перечня возможных целей турпоездки в определениях «туризм» и «турист» отраслевого закона. Что это меняет? Ничего, – полагает г-н Шпилько. – Статистики все равно не будут выделять лиц, путешествующих с религиозными целями, включая паломников, из состава турпотоков. Для перевозчиков они останутся пассажирами, для отельеров – постояльцами, для турфирм – клиентами, предъявляющими в ряде случаев особые пожелания к программе пребывания, меню, размещению, кругу общения».
И уж тем более эта поправка не может отменить самого факта существования религиозного туризма, распространенного и в России, и за рубежом. У нас в стране на эту тему изданы монографии, а также учебные пособия, по которым учатся студенты туристических вузов.
Другое предложение авторов законопроекта – ввести норму, вообще исключающую паломничество из сферы действия отраслевого закона. Но при этом, как заметил Сергей Шпилько, фактически подтверждается право религиозных организаций заниматься туроператорской деятельностью. В этом нетрудно убедиться, ознакомившись с п.4 законопроекта: «Деятельность религиозных организаций по организации паломнических поездок включает в себя организацию размещения (проживания) паломников, питания паломников с учетом требований, предусмотренных внутренними установлениями религиозных организаций, транспортного обслуживания паломников, сопровождения паломников, включая услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков, инструкторов-проводников, а также иную деятельность по организации паломнических поездок».
«Это туроперейтинг в чистом виде, – замечает глава РСТ. – С той лишь разницей, что, согласно ФЗ 132, туроператор обязан регистрироваться в федеральном реестре, предоставлять финансовое обеспечение своей ответственности, входить в состав «Турпомощи». И все для того, чтобы, если он не сможет выполнить свои обязательства перед туристом, последний мог спокойно завершить поездку, вернуться домой. Получается, что у паломников, если они теперь будут выезжать за рубеж по линии религиозных организаций, а не туроператоров, такой защиты их прав как потребителей не будет».
Возможно, именно поэтому авторы законопроекта «милостиво» разрешают религиозным организациям осуществлять паломническую деятельность с привлечением «лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих право на осуществление туроператорской деятельности и (или) турагентской деятельности».
Однако самого паломника законопроект такого права фактически лишает. Согласно предлагаемому закону, паломники вправе совершать и организовывать собственные паломнические поездки непосредственно, а также через религиозные организации или организации, созданные религиозными организациями для этой цели. «Третьего не дано. То есть получив благословение на поездку с посещением Храма Гроба Господня, человек, который считает себя паломником, не может сам обратиться в турфирму или поехать через благотворительную организацию. Если по отношению к турбизнесу такой подход имеет все признаки недобросовестной конкуренции, то по отношению к самим паломникам это просто поражение в правах», – заключает г-н Шпилько.
Руководитель Центра международного паломничества «Покров» Ольга Богатырева согласна, что новый закон создает трудности, прежде всего, для самих туристов. «Их, и в первую очередь, конечно, паломников, ставят перед жестким выбором. При этом у церкви минимум опыта по организации качественных современных паломнических туров. Как раз сейчас мы находимся на грани судебного разбирательства, потому что наши туристы побывали на Валааме и вернулись с массой претензий на размещение и питание. И это далеко не единственный случай. А на церковные организации даже в Роспотребнадзор не пожалуешься. Компенсировать туристам ущерб Валаам не собирается, нам придется это делать самим», – рассказала г-жа Богатырева RATA-news.
Светлана Ставцева, RATA-news
РОССИЯ
Олег Теребенин
Visit Murmansk, владелец
«Мурманск – это не только северное сияние»Татьяна Антипина
«Покровск-Тур», руководитель
«В Саратове должен появиться достойный маршрут на космическую тему»Инна Столбова
«Стиф», директор
«Пандемия обеспечила Великому Новгороду большое количество вип-туристов»Ансар Даминов
«Шелковый путь», директор
«Многим интересно понять, почему Марий Эл называют последними язычниками Европы»Петр Берников
«Русский север», генеральный директор
«Русский север» показывает Карелию и Соловки во всем многообразииОльга Миронова
«Королевство путешествий», директор
«На «Демидовском маршруте» туристы видят, как льется металл – зрелище фантастическое!»Наталья Врублевская
«БусАвтоТрак», генеральный директор
Как и почему появился частный музей «Донская рыба»Наталия Судакова
«Судаков Тревел», исполнительный директор
«Таганрог не зря называют старшим братом Петербурга»Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»