Российские туристы втрое щедрее иностранных гостей
В январе-сентябре прошлого года российские туристы оставили за границей $9,7 млрд. Их расходы выросли по сравнению с 2002 годом примерно на 10%. На столько же увеличились и траты иностранцев в России. Но если заморские гости в среднем тратят в нашей стране $182 за поездку, то российские путешественники, помимо оплаты тура, готовы оставить на курорте в среднем еще около $800.
По данным Центра макроэкономических исследований компании БДО "Юникон", в январе-сентябре 2003 года оборот международных услуг составил $31,4 млрд., увеличившись на 15,4% по сравнению с аналогичным периодом 2002 года. На экспорт услуг пришлось $11,7 млрд. (рост на 18%), на импорт - $19,7 млрд. (рост на 13,4%). В структуре международных услуг основная доля традиционно приходилась на поездки и транспортные услуги. Львиная доля оборота – 83,2% - пришлась на страны дальнего зарубежья.
За первые три квартала 2003 года россияне совершили 4447 тыс. туристических поездок за рубеж плюс еще 7700 тыс. поездок по частным приглашениям. Основной объем путешествий пришелся на июль-сентябрь: сезон массовых отпусков. В это время было совершено 5772,5 тыс. поездок (на 1,5% больше, чем в третьем квартале 2002 года) и потрачено $4,1 млрд., в том числе $3,5 млрд. в личных поездках (эти показатели соответственно на 11% и 18,7% больше, чем в июле-сентябре 2002 года).
В целом за три квартала 2003 года расходы россиян за границей увеличились на 10,3%. В личных поездках, где было потрачено $7,9 млрд. из $9,7 млрд., этот показатель вырос на 12,8%. Туроператоры не видят ничего удивительного в росте заграничных трат. В прошлом году цены выросли практически во всех европейских странах. Это связано в основном с укреплением евро, а также с тем, что вступившие в Евросоюз страны постарались выровнять цены, причем выравнивание проводилось по высшим пределам. В Италии или Испании, где раньше можно было поужинать за $10, теперь приходится оставлять в ресторане по 30-50 евро.
Страны, не вошедшие в Еврозону, тоже потихоньку повышают цены на услуги. Даже в обожаемой россиянами Турции обслуживание внутри страны за прошлый год подорожало примерно на 15-20%. Именно растущие заграничные цены, а не увеличение количества туристов, дают рост общих расходов россиян за пределами родной страны. Тем более что 85,2% от общих заграничных расходов, по данным "Юникома", приходится на страны дальнего зарубежья. Кстати, средние расходы россиян на оплату самой турпоездки увеличились не слишком сильно - с $550 в 2002 году до $588 в 2003-м.
Иностранные туристы в России расстаются с деньгами значительно тяжелее. Согласно платежному балансу ЦБ за январь-сентябрь 2003 года, средние расходы одного въехавшего на территорию нашей страны нерезидента составили $182 против $165 за аналогичный период 2002 года. Правда, показатели здесь «портят» приезжие из стран СНГ, которые за неделю (средний срок пребывания в России) умудряются потратить всего $89. Средний иностранец, посетивший нашу страну в январе-сентябре прошлого года, оставлял здесь $364 - на 10% больше, чем в рассматриваемый период 2002 года.
Получается, что и настоящие западные туристы оставляют на нашей территории почти втрое меньше денег, чем наши граждане, находящиеся у них в гостях. Траты среднего россиянина за рубежом составили в январе-сентябре 2003 года $798,5. А некоторые готовы тратить на покупки и рестораны и тысячи, и десятки тысяч долларов. Именно за это россиян и любят на всех самых известных заграничных курортах.
Заставить раскошелиться иностранцев гораздо сложнее. Тур в Россию, включающий в себя только проезд, проживание в гостинице, экскурсии и минимальное питание, обходится зарубежным туристам слишком дорого, чтобы они еще и сильно тратились на дополнительные услуги. Кроме того, товары нашей промышленности их мало интересуют, а в рестораны или ночные клубы иностранцы зачастую просто боятся ходить. На сувенирах же много денег не заработаешь. (Финансовые известия)
РОССИЯ
Олег Теребенин
Visit Murmansk, владелец
«Мурманск – это не только северное сияние»Татьяна Антипина
«Покровск-Тур», руководитель
«В Саратове должен появиться достойный маршрут на космическую тему»Инна Столбова
«Стиф», директор
«Пандемия обеспечила Великому Новгороду большое количество вип-туристов»Ансар Даминов
«Шелковый путь», директор
«Многим интересно понять, почему Марий Эл называют последними язычниками Европы»Петр Берников
«Русский север», генеральный директор
«Русский север» показывает Карелию и Соловки во всем многообразииОльга Миронова
«Королевство путешествий», директор
«На «Демидовском маршруте» туристы видят, как льется металл – зрелище фантастическое!»Наталья Врублевская
«БусАвтоТрак», генеральный директор
Как и почему появился частный музей «Донская рыба»Наталия Судакова
«Судаков Тревел», исполнительный директор
«Таганрог не зря называют старшим братом Петербурга»Мария Ярошевич
«Лукоморье», директор
«Надо позиционировать Карелию как многоразовое направление»Станислав Кругликов
Бутик-отель «Рыбзавод», создатель
«"Рыбзавод" в дельте Волги – не предприятие, а бутик-отель премиального уровня»Виктория Голина
«Путешествия», руководитель
«В Тюмени, где бы вы ни копнули, отовсюду побежит целебная вода»Ольга Лукина
Музей «Кижи», руководитель службы экскурсионного обслуживания и продвижения
«Музей "Кижи" больше заинтересован в организованных туристах, это один из поводов для вступления в РСТ»Оксана Лебедева
«Тари-тур СПб», заместитель директора
«В условиях пандемии Петербург получил больше возвратных туристов»Кинья Кускильдин
РСТ в Башкирии, руководитель
«Пандемия сработала на развитие внутреннего туризма в Башкирии»Ольга Говердовская
«ДИК», генеральный директор
«Если бы существовало «Тамбовское ожерелье», мы бы украсили его прекрасными жемчужинами»Анатолий Емельянов
Caspian Travel, учредитель
«Уже многие россияне убедились, что Дагестан интересный, аутентичный, яркий и очень гостеприимный»Ольга Лобастова
«Летучий корабль», директор
«Мы создали кировский диснейленд»Марина Лебедева
ТИЦ «Красная изба», директор
«Люди хотят еще раз пережить эмоции от погружения в атмосферу Великого Новгорода»Ольга и Игорь Савушкины
«ТУР Орел», основатели
«Этим летом мы откроем глэмпинг – первый в Орловской области»Ольга Боксимер
«Ветер странствий», генеральный директор
«Вы удивитесь, но Мордовия – ближайшая к Москве и Петербургу национальная республика»